Сайт Стрижей - Сайт  поддержки авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» - информационный сервер «Сайт Стрижей» - проект «Стрижи.ру». Cоздан в 2002 году, развивается как открытый общественный проект, как интерактивный центр информирования общественности о новостях, событиях повседневной жизни, полетах, визитах и показах национальных пилотажных групп Российской Федерации. По замыслу создателей, сайт «Стрижи.ру» призван стать главным историческим архивом авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», начиная со дня ее официального создания 6 мая 1991 года, но не ограничиваясь этой датой. Размещение новой информации посетителями, дополнение сведениями, внесение уточнений в собранные исторические данные - приветствуется! Вы можете использовать для этого наш постоянно работающий форум и др.237 гвардейский ЦПАТРусские ВитязиСтрижи Небесные Гусары Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
  Новости:
 
  Главная Фан-клуб "Стрижей" Крайние сообщения Крайние темы обсуждений О сайте Музыка "Стрижей" ПоискСправка Полеты на реактивных истребителях МиГ-15, Л-29, Л-39, МиГ-29: тел. +7 (916) 992-4006 ЛС АдминистраторуРегистрацияВход  
 

1  Темы неба / Авиановости. Авиасобытия / Re: из ленты новостей
 в: Вчера :: 10:03:24 
Начато bersek | Создано Любитель
Временно исполнять обязанности главкома Воздушно-космических сил будет начальник главного штаба - первый заместитель главнокомандующего генерал-лейтенант Павел Кураченко, сообщил источник в военном ведомстве.

https://m.vz.ru/news/2017/9/25/888385.html
Ответить | Цитировать  

2  Центр показа авиационной техники, авиабаза Кубинка / История авиаполков Кубинки / Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
 в: 18.09.2017 :: 19:54:52 
Начато 234GIAP_GK | Создано 234GIAP_GK
Foto_11
Ответить | Цитировать  

3  Центр показа авиационной техники, авиабаза Кубинка / История авиаполков Кубинки / Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
 в: 18.09.2017 :: 19:53:57 
Начато 234GIAP_GK | Создано 234GIAP_GK
Вот такая интересная история, связанная с использованием МиГ-21ФЛ в наших ВВС, которая является лишь небольшой страничкой истории прославленного 234-го гвардейского истребительного авиационного полка из подмосковной Кубинки...


С уважением ко всем форумчанам

Г.К.

Foto_10. Совершают посадку МиГ-21ФЛ (б/н "65") из состава пилотажного "ромба" 2-й АЭ, продемонстрировавшего пилотаж на воздушном показе в Кубинке 17 мая 1972 г., (кадр кинохроники, архив Г. Кузнецова)
Foto_11. "Ромб" МиГ-21ФЛ 3-й АЭ 234-го ГИАП, ведомый полковником В.И. Медведевым, выполняет пилотаж в зоне; Кубинка, 1970-1971 гг. (фото из ж. "Авиация и космонавтика", №5, 1972 г., архив Г. Кузнецова)
Ответить | Цитировать  

4  Центр показа авиационной техники, авиабаза Кубинка / История авиаполков Кубинки / Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
 в: 18.09.2017 :: 19:51:07 
Начато 234GIAP_GK | Создано 234GIAP_GK
Foto_09
Ответить | Цитировать  

5  Центр показа авиационной техники, авиабаза Кубинка / История авиаполков Кубинки / Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
 в: 18.09.2017 :: 19:50:29 
Начато 234GIAP_GK | Создано 234GIAP_GK
На параде 1967 г. в крашенном виде в группе летали только «ромб» МиГ-21ФЛ 2-й АЭ майора Р.Ш. Восканяна и «девятка» МиГ-17 1-й АЭ майора Н.А. Кисаева. Самолеты "семерки" МиГ-21ФЛ 3-й АЭ никогда покрашенными не летали: ни во время парада, ни во время других показов и первого в истории наших ВВС зарубежного дружественного визита в Швецию в августе 1967 г. На МиГ-21ФЛ "ромба" 2-й АЭ красилась в красный цвет верхняя часть фюзеляжа и верхняя часть плоскостей и стабилизаторов. Гаргрот и нижние части фюзеляжа, плоскостей и стабилизаторов были в "натуральном" металле. Эксплуатационные надписи на самолетах имелись, но только на неокрашенных поверхностях, поскольку на окрашенные поверхности их вряд ли имело смысл наносить на столь небольшой промежуток времени. К слову сказать, на время проведения парада, подкрыльевые пилоны на МиГ-21ФЛ были демонтированы, а на подфюзеляжном пилоне самолетов ведомых в группе и на самолете "одиночника" устанавливались дымовые трассеры.
На известном ч/б фото В. Куняева, запечатлевшем взлет пилотажного "ромба" МиГ-21ФЛ майора Р.Ш. Восканяна на параде 1967 г., вследствие простого светового "рефлекса" верхняя часть бортовых номеров по границе цветов кажется окрашенной в белый цвет. Но это всего лишь, так сказать, оптический обман зрения. Краска, которыми наносились б/н, имела такую интересную особенность, что при определенном освещении и определенных углах обзора номера на ч/б фото выглядели то совсем светлыми с черной окантовкой, то, напротив, почти черными (то же относится и к некоторым цветным фото самолетов полка). Видимо, это обстоятельство и ввело в заблуждение художников, изобразивших на некоторых иллюстрациях эти б/н двухцветными.
На самом деле бортовые номера всех МиГ-21 в 234-м ГИАП имели голубой цвет и черную окантовку. Такие же б/н были и на парадных МиГ-21ФЛ в 1967 г. Были, правда, некоторые исключения в виде номеров иного цвета на "парадных" МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19 234-го ИАП в 50-х - начале 60-х годов. В "строю" же они были также голубыми. Красные строевые б/н номера в "пилотажном" полку появились на некоторых самолетах в 4-й АЭ показа авиационной техники в период 1974-1989 гг., например на Су-17/22, "спарках" Су-25УБ, некоторых МиГ-23 различных модификаций, в том числе на известных 10-и визитных МиГ-23МЛА, полученных эскадрильей показа в 1978 г. и носивших подготовленный специально для зарубежных визитов эффектный и добротный четырехцветный камуфляж пустынного типа "под лак". Это было первой попыткой создать некоторый внешний имидж самолетам 234-го полка, посещавшим зарубежные страны в составе визитных групп. Побывавшие до этого - в период 1967-1975 гг. - с дружественными визитами в Швеции, Финляндии и Франции МиГ-21(ФЛ, МФ и бис) 234-го ГИАП не имели никакой специальной окраски и символики. Бортовые номера красного цвета имелись также в начале 90-х годов на нескольких Су-27 1-й АЭ в начальный период существования группы - до перекраски в фирменный камуфляж пилотажной группы "Русских витязей".

Foto_08. МиГ-21ФЛ б/н «64» (голубой), на котором во время проведения воздушного парада в Домодедово 9 июля 1967 г. в составе «семерки» 3-й АЭ в качестве первого хвостового ведомого летал капитан Г.Ф. Кузнецов.. На этом же самолете в августе 1967 г. он участвовал в составе группы из 10-и самолетов 3-й АЭ в первом дружественном визите в Швецию (авиабаза Упсала, 28-31 августа 1967 г). Самолеты этой группы не имели парадной окраски (фото из архива Г. Кузнецова)
Foto_09. Совместное фото на память рядом с истребителем МиГ-21ФЛ (б/н "53") 2-й АЭ 234-го ГИАП после воздушного показа на аэродроме Кубинка по случаю прибытия шведской военной делегации, слева направо: капитан Б.М. Грабовецкий, капитан П.В. Зубец, майор Ю.Н. Беркут (одиночный пилотаж), майор Г.А. Лалаев (ведущий "ромба"), капитан В.А. Маркин с летчиками пилотажного "ромба" на самолетах Saab J-35 "Дракен" под командованием капитана Г. Бюремальмана (на фото он второй справа); 17 мая 1972 г. (архив Б.М. Грабовецкого)
Ответить | Цитировать  

6  Центр показа авиационной техники, авиабаза Кубинка / История авиаполков Кубинки / Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
 в: 18.09.2017 :: 19:47:57 
Начато 234GIAP_GK | Создано 234GIAP_GK
Foto_07
Ответить | Цитировать  

7  Центр показа авиационной техники, авиабаза Кубинка / История авиаполков Кубинки / Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
 в: 18.09.2017 :: 19:47:17 
Начато 234GIAP_GK | Создано 234GIAP_GK
Однако, несмотря на вот такое интересное «досье» и на столь продолжительное и успешное использование МиГ-21ФЛ в 234-м «пилотажном» полку летчиками-пилотажниками нескольких поколений (с 1967 по 1975 г.!) весьма примечательным остается тот факт, что он почему-то ни разу нигде не был до этого назван своим настоящим именем в современной литературе! Как его только не называли и не рисовали различные авторы и художники в многочисленных источниках и иллюстрациях к ним – и ПФ, и ПФС, и ПФМ (и даже в 4-ю «показную» эскадрилью 234-го ГИАП однажды записали, которая была организована в полку только в 1974 г.), хотя от всех этих модификаций и версий, а уж тем более от МиГ-21ПФ он отличается внешне. Видимо, действительно сыграла роль некая инерция мышления, поскольку МиГ-21ФЛ везде связывается исключительно с поставками в Индию (и ряд других дружественных капстран) и с лицензионным производством в этой стране и самолет чисто визуально пытались «подгонять» под другие известные модификации МиГ-21, "приделывая" недостающие детали или, наоборот, не дорисовывая их (в частности, путали и с МиГ-21ПФС изд. «94» поздних серий - с широким килем и сплошным фонарем под кресло СК-1, который в документации на местах обозначался иногда также как МиГ-21ПФМ «94»).
Вот и производители стендовых моделей, не желая лишний раз покопаться в истории, не обращая внимания на важные детали и опираясь лишь на недостоверные сведения некоторых авторов и художников, продолжают тиражировать чужие ошибки и вводить в заблуждение многочисленных моделистов, которые почему-то слепо им доверяют, несмотря на имеющуюся доступную информацию по самолету: то ФЛ назовут ПФМ-ом, то модель ПФМ почему-то сделают без очевидных признаков присутствия системы СПС ))). В одной из известных монографий по МиГ-21 - те же ошибки: под обозначением МиГ-21ПФМ помещены чертежи МиГ-21ФЛ (изд. "77") и т.п.
Пару слов хочется сказать и об окраске данных парадных МиГ-21ФЛ, варианты которой в самом экзотическом виде гуляют по страницам Инета и различных авиационных изданий. Поскольку в Кубинке до 1991 г. НЕ СУЩЕСТВОВАЛО НИКАКИХ ПИЛОТАЖНЫХ ГРУПП, а имелись только ОБЫЧНЫЕ БОЕВЫЕ ЭСКАДРИЛЬИ в составе не совсем обычного полка ВВС СССР, летчики которого, наряду с КБП, осваивали в силу своих дополнительных "почетных" обязанностей и КПП (курс пилотажной подготовки), написанный ими же, то какой-то постоянной "фирменной" окраски самолеты 234-го ГИАП в 50-60-х годах никогда не имели. Разумеется, не было в то время у летчиков Кубинки и соответствующего пилотажным группам статуса. Собственно, в 50-60-х годах летчики всех 3-х эскадрилий 234-го ИАП/ГИАП обладали необходимой пилотажной подготовкой для участия в составе различных пилотажных расчетов в показах, зарубежных визитах и парадах, поэтому полк и значился на слуху как "пилотажный". В период 1950 – 1967 гг. окраска на "парадные" самолеты "пилотажного" полка (МиГ-15, 17, 19, 21) наносилась по определенным схемам, которые иногда менялись, но ТОЛЬКО НА ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПАРАДОВ. Окраска производилась в полку силами ПАРМ, а после парада смывалась на стоянке силами техсостава эскадрилий - вручную с помощью смывок, растворителей и ветоши обычно в вечернее время. Это представляло собой довольно трудоемкую задачу.

Foto_06. На этом фото из зарубежного источника изображен МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП, который неверно идентифицировался, как МиГ-21ПФ. Автор этих строк с большой уверенностью может сказать, что в кабине самолета с б/н "66" отчетливо видно лицо командира 2-й АЭ, ведущего пилотажного "ромба" подполковника Р.Ш. Восканяна. Поскольку этот летчик никогда не участвовал в зарубежных визитах, то сделано это фото было вероятнее всего во время первого визита французской летной делегации в Москву (аэродром Домодедово) в 1971 г., когда подполковник Восканян летал в качестве ведущего "тройки" МиГ-21ФЛ (MiG-21 Fishbed. Famous Airplanes of the World № 55, 1974)
Foto_07. Фрагмент истребителя МиГ-21ФЛ (бывший бортовой номер – «57», голубой), установленного на площади рядом с ГДО авиационного гарнизона в Кубинке. Хорошо виден обтекатель тяги привода закрылка под крылом - тонкий, правильной формы, установленный по внешнему краю закрылка - свидетельствующий об отсутствии системы СПС на этой модификации (фото Г. Кузнецова, октябрь 2009 г.)

Ответить | Цитировать  

8  Центр показа авиационной техники, авиабаза Кубинка / История авиаполков Кубинки / Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
 в: 18.09.2017 :: 19:43:35 
Начато 234GIAP_GK | Создано 234GIAP_GK
Foto_05
Ответить | Цитировать  

9  Центр показа авиационной техники, авиабаза Кубинка / История авиаполков Кубинки / Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
 в: 18.09.2017 :: 19:43:01 
Начато 234GIAP_GK | Создано 234GIAP_GK
Летали «ромбом», «пятеркой», «шестеркой» с различными перестроениями и одиночно. На память об этой очередной странице истории 234-го ГИАП остался замечательный документальный фильм «Летчики-истребители» (ЦСДФ, 1973 г.), в котором летчиком полка капитаном А. Зубковым в воздухе были запечатлены все те же «ФЛ»-ы из 2-й АЭ майора Г.А. Лалаева, летающие «шестеркой».
…Фотографии и кадры кинохроники сохранили бортовые номера истребителей МиГ-21ФЛ, из состава «ромба» 2-й и «семерки» 3-й эскадрилий 234 ГИАП, участвовавших в параде 1967 года в Домодедово: «ромб» – «54», «55», «60» и «67»; «семерка» – «61», «62», «63», «64», «65», «68» и «69». Известны также и б/н «53», «56», «57», «59» и «66» (все номера были голубого цвета с черной окантовкой)...
В приведенном в приложении к данной книге перечне так называемых «именных самолетов» называются и другие бортовые номера этой модификации МиГ-21, связанные с определенными событиями в истории 234-го ГИАП и фамилиями известных летчиков-пилотажников.
Весной 1975 года по свидетельствам летчиков 234-го ГИАП и одного их техников, все самолеты МиГ-21ФЛ без потерь за время столь длительной службы в «пилотажном» полку были переданы в Харьковское ВВАУЛ, где они продолжили службу в 1-й и 2-й эскадрильях одного из учебных полков училища – Чугуевском 810-м УАП, наряду с имеющимися в других эскадрильях училища МиГ-21ПФ. Эксплуатировались они там до 1981 г., когда полк перешел на МиГ-21СМ.
После вывода из эксплуатации МиГ-21ФЛ были, вероятно, переданы в группу хранения (ГХРС), которая находилась там же на аэродроме в Чугуеве. Позже на ее базе была создана база ликвидации авиатехники, где списанные МиГ-и утилизировались. Но, судя по всему, можно с большой вероятностью считать, что установленный в Кубинке на площади перед ГДО на постаменте МиГ-21ФЛ является не единственным уцелевшим заслуженным «ветераном» 60-70-х годов прошлого века, на котором на протяжении многих лет успешно летала 2-я и 3-я АЭ 234-го ГИАП. По крайней мере, еще несколько уцелевших самолетов было «обнаружено» любителями авиации за время работы над данной книгой на постаментах на юге нашей бывшей необъятной страны - в г. Углегорске Донецкой области, Оржице Полтавской области, Пятихатках Днепропетровской области, Ставрополе Краснодарского края"....

Как вы, наверное, поняли из всего сказанного выше, на знаменитом параде в Домодедово 1967 г. в составе пилотажных расчетов 234-го ГИАП летал именно МиГ-21ФЛ, а вовсе не МиГ-21ПФМ. Последний также принимал участие в параде, но только в ином качестве: летчики 234-го ГИАП - в составе двух троек под командованием заместителя командира полка подполковника Герасимова М.П. эскортировали флагман парада бомбардировщик Ту-22, а летчики братского 32-го ГИАП 9-й ИАД из Кубинки прошли на МиГ-21ПФМ в составе колонны троек во главе с командиром дивизии генерал-майором Мазуром А.В. Но эти самолеты не имели парадной окраски и летали в "натуральном" металле. Парадную окраску имел другой МиГ-21ПФМ 234-го ГИАП, на котором одиночный пилотаж выполнял ветеран ВОВ, Герой Советского Союза, инспектор-летчик ВВС МВО, полковник В.К. Лихачев. Причем в фильме «Крылья Октября» этот самолет присутствует в двух вариантах окраски – с серебристым гаргротом и с полностью красным верхом. Дело в том, что фильм состоит их кинохроники, снятой в разное время, в том числе и в период подготовки летчиков к параду 1967 г., поэтому в кадр попали, вероятно, разные машины (у пилотажника-одиночника на параде имелся дублер). Но, по крайней мере, во время проведения парада полковник В.К. Лихачев летал на МиГ-21ПФМ, верхняя часть которого была полностью окрашена в красный цвет, что хорошо видно на кадрах кинохроники.

Foto_04. Ширина полосы в аэропорту Домодедово позволяла осуществлять взлет всем составом "семерки" МиГ-21ФЛ 3-й АЭ (в кадр не попала замыкающая пара самолетов, взлетающих в построении "клин"); 9 июля 1967 г. (кадр кинохроники, архив Г. Кузнецова)
Foto_05. «Семерка» истребителей МиГ-21ФЛ полковника В.И. Медведева 3-й АЭ 234-го ГИАП в воздухе. Парад в Домодедово 9 июля 1967 г (фото из архива Г. Кузнецова)

Ответить | Цитировать  

10  Центр показа авиационной техники, авиабаза Кубинка / История авиаполков Кубинки / Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
 в: 18.09.2017 :: 19:40:11 
Начато 234GIAP_GK | Создано 234GIAP_GK
Foto_03
Ответить | Цитировать  


Главная | Новости | Календарь | Плакаты, футболки, символика, сувенирная продукция | Музыка | @-почта | Воздушное видео | О сайте | Полетать на реактивном истребителе МиГ-15, Л-29, Л-39 и МиГ-29!


Cтрижи.ру © 2002-2017 | Сopyright Strizhi.ru All rights reserved.


Эмблемы авиационных групп высшего пилотажа
в составе 237-го гвардейского Краснознаменного Проскуровского орденов Кутузова и Александра Невского
Центра показа авиационной техники имени Маршала авиации Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба (ЦПАТ, авиабаза Кубинка)


237-й гв.ЦПАТРусские Витязи Стрижи Небесные Гусары

Ждём вас в наших социальных сетях!


Flag Counter