Сайт Стрижей - Сайт  поддержки авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» - информационный сервер «Сайт Стрижей» - проект «Стрижи.ру». Cоздан в 2002 году, развивается как открытый общественный проект, как интерактивный центр информирования общественности о новостях, событиях повседневной жизни, полетах, визитах и показах национальных пилотажных групп Российской Федерации. По замыслу создателей, сайт «Стрижи.ру» призван стать главным историческим архивом авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», начиная со дня ее официального создания 6 мая 1991 года, но не ограничиваясь этой датой. Размещение новой информации посетителями, дополнение сведениями, внесение уточнений в собранные исторические данные - приветствуется! Вы можете использовать для этого наш постоянно работающий форум и др.237 гвардейский ЦПАТРусские Витязи Стрижи Небесные Гусары Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
  Новости:
 
  Главная Фан-клуб "Стрижей" Крайние сообщения Крайние темы обсуждений О сайте Музыка "Стрижей" ПоискСправка Полеты на реактивных истребителях МиГ-15, Л-29, Л-39, МиГ-29: тел. +7 (916) 992-4006 ЛС АдминистраторуРегистрацияВход  
 

Страниц: 1 2 
234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника (Прочитано 17243 раз)
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
01.11.2010 :: 21:14:59
 
СЕРГЕЙ ИСАЕВ


ВЕХИ  ИСТОРИИ

234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк (234 гиап)


Направление в конце 1950 года в Корею 176 гиап и 196 иап «парадной» 324 иад осложнило подготовку и проведение традиционных воздушных парадов над Москвой. Поэтому согласно директиве Военного министра СССР от 15 ноября 1950 года на подмосковном аэродроме Теплый Стан началось формирование нового 234-го истребительного авиационного полка (в/ч 54876) на самолетах МиГ-15, который был включен в состав 9-й истребительной авиационной дивизии, штаб аэродром Кубинка.

Костяком летного состава вновь формируемого полка стали летчики-«пилотажники», служившие ранее в 176 гиап, и по приказу командующего ВВС МВО генерал-лейтенанта В.И. Сталина оставленные в Теплом Стане. Первым командиром 234 иап был назначен подполковник Николай Николаевич Шульженко, который командовал 176 гиап до его отправки в Корею.

22 апреля 1951 года на аэродроме Теплый Стан Член Военного совета ВВС МВО генерал-майор М.А. Моченков в торжественной обстановке вручил 234-му истребительному авиационному полку Знамя части.

Фото: Первый командир 234 иап подполковник Н.Н. Шульженко
Наверх
« Крайняя редакция: 01.11.2010 :: 21:23:58 от 32 giap »  

01_Shulzenko.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #1 - 01.11.2010 :: 21:26:41
 

Сразу же после формирования полк, помимо повседневной учебно-боевой подготовки, начал готовиться к участию в воздушных парадах над Москвой. Впервые летчики 234-го истребительного авиаполка приняли участие в воздушном параде над Красной площадью, которой состоялся 1 мая 1951 года.

Во время дислоцирования на аэродроме Теплый Стан полк был ограничен в проведении полетов в сложных метеоусловиях из-за близкого расположения других аэродромов. Поэтому в феврале 1952 года по приказу командующего ВВС МВО генерал-лейтенанта Сталина В.И. 234 иап был перебазирован на аэродром Кубинка, где мог осуществлять боевую подготовку без ограничений. Таким образом, с 1952 года на аэродроме Кубинка (авиагарнизон Новый городок) стали базироваться все три полка 9-й истребительной авиационной дивизии: 32-й гвардейский, 234-й и 274-й истребительные авиационные полки.

В 1950-х годах воздушные парады в небе Москвы проводились 2-3 раза в год: 1 Мая (над Красной площадью), в День  Воздушного флота (в июле или августе – в Тушино) и, если позволяла погода, 7 ноября (над Красной площадью). При этом летчики 234 иап демонстрировали одиночный и групповой пилотаж на самолетах МиГ-15/17 и МиГ-19 в составе «пятерок», «семерок» или «девяток», а летчики других полков 9 иад – 32 гиап и 274 иап, проходили над Москвой или Тушино парадным строем колонны звеньев («троек»).

Фото: «Пятерка» подполковника А.И. Бабаева над Москвой, август 1953 г. Фото из журнала «Крылья Родины», архив М. Пикельного
Наверх
« Крайняя редакция: 01.11.2010 :: 21:28:48 от 32 giap »  

02_Red_5_over_Moscow.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #2 - 01.11.2010 :: 21:31:20
 

В воздушном параде над Тушино, например, состоявшимся 23 августа 1953 года,  приняло участие 30 экипажей на самолетах МиГ-15. Летчики полка продемонстрировали: одиночный пилотаж, который выполнил майор Лапшин; высший пилотаж в составе звена (тройки): ведущий – майор Фокин, летчики – капитаны Гаврилов и Фитин;  высший пилотаж в составе пятерки: ведущий – командир 234 иап подполковник Бабаев; летчики – майоры Уницкий и Мантуров, капитаны Неверов и Л. Кузнецов; и высший пилотаж в составе девятки: ведущий – старший инспектор-летчик ВВС МВО полковник Шульженко; летчики – подполковник Оноприенко, майор Громов, капитаны Герасимов, Майоров, Медведев, Алексеев, Барычев и Богачев.

О том, как в то время  готовились воздушные парады с точки зрения техника можно узнать из воспоминаний В.В. Шаркова «Воздушные парады: воспоминания «технаря» http://www.airforce.ru/history/parade/index.htm

После воздушного парада в Тушино в августе 1953 года семнадцать летчиков 234 иап за освоение реактивной техники были награждены орденами Красного Знамени.

Фото: Группа летчиков 234 иап после церемонии награждения. Сидят слева направо: капитан В.В. Алексеев, полковник Н.Н. Шульженко, Главком ВВС маршал авиации П.Ф. Жигарев, командир 234 иап подполковник А.И. Бабаев, майор А.Г. Громов, капитан В.И. Медведев, капитан М.П. Герасимов, майор М.Н. Уницкий; стоят слева направо: майор П.Ф. Мантуров, капитан Ю.П. Богачев,  капитан А.В. Васильев, зам. командира 234 иап подполковник Ф.П. Оноприенко, майор В.С. Лапшин, капитан Г.Л. Барычев, капитан Ю.В. Фитин, капитан А.И. Гаврилов, капитан Л.С. Кузнецов,  майор В.М. Фокин, капитан А.М. Неверов, Герой Советского Союза майор М.П. Чечнева. Москва, Кремль, 1953 г. Архив М. Пикельного
Наверх
 

03_Gruppa_nagrady1953.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #3 - 01.11.2010 :: 21:36:46
 

С середины 1950-х годов в Кубинке стали проводиться наземные и летные показы  боевой авиационной техники слушателям военных академий, руководству Министерства обороны и Генерального штаба, руководителям советского государства и коммунистической партии, делегатам съездов КПСС, а также государственным и военным делегациям иностранных государств.

В документах 234 иап первые показы датируются 1955 годом, когда полк «провел два летных показных дня для слушателей Краснознаменной военно-воздушной академии и командиров частей и соединений ВВС МВО». В том же году Кубинку посетили первые зарубежные гости – члены авиационной делегации Индии.

Первым руководителем иностранного государства, посетившим Кубинку 18 июня 1956 года, стал президент Югославии Иосип Броз Тито. Кроме президента Югославии  в том же году Кубинку посетили и наблюдали пилотаж летчиков 234-го полка шахиншах Ирана, президент Индонезии и премьер-министр Афганистана. С тех пор посещения высокими иностранными делегациями «подмосковного военного аэродрома», как тогда писали в газетах, стали регулярными.

В 1960-1980-х годах гостями Кубинки были высокопоставленные делегации из Австрии, Алжира, Афганистана, Бирмы, Ганы, ГДР, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Индонезии, Иордании, Ирана, Йемена, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Мали, Марокко, Непала, Пакистана, Польши, Судана, США, Уганды, Финляндии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии и других государств.

Фото: Пятерка МиГ-19 из состава 234 иап в воздухе. 1955-1956 гг.
Наверх
 

04_MiG19_five.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #4 - 01.11.2010 :: 21:39:28
 

С начала 1960-х годов летчики 234-го «пилотажного» полка кроме учебно-боевой подготовки, участия в воздушных парадах и показах авиационной техники стали регулярно эскортировать в воздухе самолеты глав и руководителей иностранных государств, прибывающих в Москву. Кроме самолетов официальных делегаций летчики полка эскортировали и самолеты, на борту которых находились первые советские космонавты.

12 апреля 1961 летчик-истребитель старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле «Восток» совершил первый в истории человечества полет в космическое пространство. После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат космического корабля совершил посадку в Саратовской области.

Для того чтобы доставить первого космонавта в Москву, в Саратов был направлен специальный самолет Ил-18 бортовой номер СССР-75717 из состава «правительственного» 235-го авиаотряда ГВФ.

Вот как об этом рейсе вспоминал генерал-лейтенант Н.П. Каманин, бывший в то время помощником Главнокомандующего ВВС по космосу: «В 10 часов 40 минут 14 апреля на самолете Ил-18 мы стартуем на Москву. На борту самолета Юра Гагарин, Агальцов, Рытов, Яздовский, я и несколько корреспондентов. Километрах в пятидесяти от Москвы нас встречает семерка истребителей и занимает место почетного эскорта. Два истребителя справа, два – слева и три – вверху сзади. Юра передает им по радио: «Друзьям-истребителям горячий привет! Юрий Гагарин». Истребители благодарят за приветствие. Проходим над аэродромом Внуково, идем вдоль Калужской, пересекаем Красную площадь и продолжаем полет вдоль улицы Горького. На аэродроме, на улицах и площадях Москвы очень много демонстрантов… Ровно в 13.00 самолет выключает двигатели в 100 метрах от трибуны, открывается дверь и Юра выходит навстречу своей большой и заслуженной славе…» (Каманин Н.П. Скрытый космос. – М.: Инфортекст-ИФ, 1995).

А вот как вспоминал об этом событии Анатолий Иванович Ардатьев, в 1961 году заместитель командира 234 иап и ведущий группы эскорта: «Меня вызвал командир полка и сказал: «Вы возглавите группу эскорта самолета, на котором прилетит в Москву Юрий Алексеевич Гагарин». Много мне приходилось выполнять разных заданий, но это было особым. Дух захватило при мысли, что мне и моим товарищам доверено почетное дело: первым из москвичей встретить первого космонавта, да не где-нибудь, а в воздухе над родным Подмосковьем. Хотелось горячо поблагодарить командование за доверие. Но я ответил коротким уставным: «Есть!» И пошел к летчикам, которые входили в группу эскорта. Вместе со мной должны были лететь Михаил Уницкий, Олег Тархов, Николай Кисаев, Павел Николаев, Михаил Герасимов и Евгений Басистов. Я сообщил им решение командира, и мы начали готовиться к ответственному полету.

Утром 14 апреля мы позвонили на метеостанцию и спросили о погоде. Накануне на Москву надвигался глубокий циклон, и мы очень опасались, как бы он не нарушил наши планы. Но метеорологи нас порадовали.
Взлет. На сбор времени уходит мало. Всей группой берем курс в обусловленную точку встречи. Летим на высоте 500 метров. До встречи с самолетом считанные секунды. В другой раз их и не заметишь. А на этот раз они тянутся особенно долго. Вот вдали и немного выше нас появляется точка. Она быстро растет. Это долгожданный Ил-18. Встреча состоялась секунда в секунду, как было намечено. Мы делаем разворот и занимаем свои места вокруг самолета: пара справа, пара слева и три МиГ-17 сзади, немного выше эскортируемого самолета. В момент перестроения в наушниках своих шлемофонов мы услышали с борта Ил-18:
– Братьям-истребителям передаю горячий привет! Юрий Гагарин.
– Большое спасибо за подвиг! – ответил я.
После этого полета уже на земле Михаил Уницкий рассказал, как, получив ответ, Юрий Гагарин посмотрел в иллюминатор и приветственно помахал рукой.

Мы летим совсем низко над Москвой. С высоты хорошо видны улицы столицы, заполненные народом. Но смотреть на землю некогда, нужно следить за эскортируемым самолетом. Делаем круг почета над Москвой, потом Ил-18 заходит на посадку во Внуково. Мы получаем команду, и наша семерка очень низко проходит над местом торжественной встречи. Это всего две секунды, но они сохранятся в памяти на всю жизнь!» (Маркова М.П. Особый полк асов. – М., 2005).

Фото: Эскорт самолета Юрия Гагарина летчиками 234 иап 14 апреля 1961 г. Фото из журнала «Life»
Наверх
 

05_Gagarin_escort.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #5 - 01.11.2010 :: 21:42:34
 

9 июля 1961 года в День воздушного флота СССР в Тушино был проведен грандиозный воздушный парад, в котором самое активное участие приняли летчики «пилотажного» полка: одиночный пилотаж на МиГ-19 продемонстрировал майор В.Н. Швецов, групповой пилотаж продемонстрировали «ромб» на МиГ-19, который вел подполковник В.М. Фокин, и пятерка на МиГ-17, ведомая подполковником П.Ф. Мантуровым.

Более подробно об участии летчиков 234 иап в  параде 1961 года в Тушино см.: http://www.airforce.ru/history/tushino1961/tushino_1961.htm

Фото: «Ромб» на МиГ-19, ведущий подполковник В.М. Фокин, над аэродромом Тушино 9 июля 1961 года. Кадр из кинофильма «Могучие крылья», 1961 г.
Наверх
 

06_Romb_Fokin_Tushino.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #6 - 01.11.2010 :: 21:45:31
 

12 августа 1962 года бывший летчик 234 иап Павел Попович стал четвертым советским космонавтом, совершив совместно с Андрияном Николаевым  групповой полет в космос на кораблях «Восток-3» и «Восток-4».

По этому поводу в Новом городке состоялся митинг. 18 августа эскортная группа полка (ведущий подполковник Уницкий) эскортировала самолет Ил-18 с космонавтами Павлом Романовичем Поповичем и Андрияном Григорьевичем Николаевым на борту.

В октябре 1962 года космонавт-4 Герой Советского Союза подполковник  Попович посетил Новый городок и встретился со своими однополчанами и жителями авиагарнизона. «Героя-космонавта с большим энтузиазмом приветствовали его бывший командир эскадрильи майор В.Н. Швецов, летавший с ним в одном звене капитан Ю.Н. Беркут, бывший механик его самолета старший сержант сверхсрочной службы А.Ф. Цапун», – отмечается в книге А.М. Синикчиянца «Отечества крылатые сыны».

Фото: Космонавты Павел Попович (слева) и Андриян Николаев (справа) на борту самолета Ил-18 на пути в Москву. Фото из журнала «Советский Союз» №9, 1962 г. Архив С.Г. Вахрушева

Наверх
 

07_Popovich_Nikilaev_Il18.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #7 - 01.11.2010 :: 21:47:40
 

В Историческом формуляре 234-го истребительного авиационного полка на страницах, относящихся к 1963 году, впервые говорится, что «основная задача полка – показ авиационной техники на земле и летного мастерства в воздухе». Таким образом, только в 1963 году полк де факто из обычного строевого полка, который в дополнение к своей основной работе выполнял показы на земле и в воздухе, превратился в показной и уникальный в своем роде полк советских ВВС.

Как пример «показной» работы полка приведем данные за 1965 год, в течение которого полк осуществил 11 показов одиночного и группового высшего пилотажа, в т.ч. алжирской правительственной делегации, министру обороны Уганды, делегации ЦК ВЛКСМ, слушателям военных академий, делегациям пионерских организаций Московской области. В августе летчики полка обеспечили кино и телесъемки в честь Дня Воздушного флота СССР.

Полк осуществил 15 эскортирований особо важных самолетов, в т.ч. 23 марта самолета Ил-18 с летчиками-космонавтами Беляевым и Леоновым на борту, 19 июня – президента Югославии Иосипа Броз Тито, 26 июня – шахиншаха Ирана Реза-Пехлеви, 26 июля – президента Гвинеи Секу Туре, 3 августа – короля Афганистана Заир Шаха, 27 августа – президента Объединенной арабской республики Гамаль Абдель Насера, 15 сентября – президента Чехословакии Новотны, 17 сентября – президента ГДР Вальтера Ульбрихта. Всего в 1965 году на эскортирование было произведено 162 самолетовылета с налетом 109 часов.

Фото: Бельгийская военная делегация на аэродроме Кубинка 19 июля 1968 г. В центре – зам. командующего ВВС МВО трижды Герой Советского Союза  генерал-лейтенант И.Н. Кожедуб.  Архив М. Пикельного
Наверх
 

09_Belgeum_1968.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #8 - 01.11.2010 :: 21:50:12
 

В целях улучшения военно-патриотической работы с личным составом 234 иап и сохранения боевых традиций особо отличившихся в боях за нашу Родину авиационных частей директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 11 мая 1966 года 234-му истребительному авиационному полку были переданы по преемственности ордена и почетные наименования бывшего 176-го гвардейского  истребительного авиационного Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского полка, расформированного в 1960 году.

Во исполнение директивы Генерального штаба 234 иап стал именоваться 234-й гвардейский истребительный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского полк.

Торжественная церемония вручения полку  гвардейского Знамени состоялась в День воздушного флота 18 августа 1966 года на гарнизонном стадионе, где собрались все жители Нового городка.

Фото:  Церемония вручения гвардейского Знамени 234-му гвардейскому авиаполку. В центре – командующий ВВС МВО Герой Советского Союза генерал-лейтенант Е.М. Горбатюк. Кубинка, 18 августа 1966 г. Архив С.М. Исаева
Наверх
 

10_Znamya_1966.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #9 - 01.11.2010 :: 21:56:19
 

В честь 50-летия Октябрьской революции 9 июля 1967 года на аэродроме Домодедово состоялся грандиозный воздушный парад, в котором, конечно, приняла участие 9-я «кубинская» истребительная авиационная дивизия. Личный состав 234-го и 32-го гвардейских истребительных авиаполков и 274-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков – начали готовиться к параду в апреле-мае 1967 года.

Геннадий Кузнецов в своей статье «Секретно-пилотажный полк» (журнал «Авиапарк», №3, 2009 год) отмечает, что «к началу подготовки к параду 1967 года в 234-м полку имелось несколько сложившихся слетанных групп на самолетах МиГ-17 и МиГ-21. В 1-й авиационной эскадрилье на МиГ-17 продолжала летать «девятка», ведущим которой был командир эскадрильи майор Н.А. Кисаев (до него эту группу водил бывший командир полка полковник П.Ф. Мантуров). Во 2-й эскадрилье на МиГ-21ФЛ летал «ромб», водимый комэском майором Р.Ш. Восканяном. В 3-й эскадрилье полка кроме своего «ромба» на МиГ-21ФЛ, имелись «пятерка» и «семерка» – очень зрелищные и красивые построения. Ведущим всех групп, состоявших из одних и тех же летчиков, был командир полка полковник В.И. Медведев.

В «ромбе» 3-й эскадрильи обычно летали В.И. Медведев, капитаны В.П. Степанов, В.И. Блинов и Г.Ф. Кузнецов. В «пятерке» клином – В.И. Медведев, Г.Ф. Кузнецов, Д.А. Фоломеев, В.П. Степанов и В.И. Блинов. В «семерке» за В.И. Медведевым летали Г.Ф. Кузнецов, Д.А. Фоломеев, Л.В. Абрамов, В.И. Блинов, Б.Г. Соболь, и В.П. Степанов. Летчик капитан Л.Н. Ломакин, к тому времени заменил мастера-«одиночника» майора В.Н. Швецова в сольном пилотаже».

После долгих согласований и утверждений в параде приняли участие «ромб» майора Р.Ш. Восканяна на специально покрашенных МиГ-21ФЛ, затем пилотировала «семерка» полковника В.И. Медведева на МиГ-21ФЛ (в обычной «серебристой» окраске) и завершила полковую программу «девятка» майора Н.А. Кисаева на красных МиГ-17.

Мастерство летного состава «пилотажного» полка получило высокую оценку. Полковник В.И. Медведев, майоры Н.А. Кисаев и Р.Ш. Восканян были награждены орденами Красного Знамени, а весь остальной летный состав, был награжден орденами Красной Звезды.

Фото: Летчики «девятки» после тренировки на фоне своих МиГ-17.  Слева направо: капитаны С.С. Цветков, В.И. Картавых, Е.Ф. Костяев, ведущий майор Н.А. Кисаев, капитаны Г.И. Курганов, Е.П. Соловьев, П.Ф. Николаев, В.К. Кабанов и Г.А. Ткаченко. Кубинка, июнь 1967 г. Фото Г. Омельчука
Наверх
 

12_Devyatka_pilots_1967.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #10 - 01.11.2010 :: 22:05:23
 

1967 год оказался «богатым» на важные события в жизни 234 гиап. 26 - 31 августа впервые в послевоенной истории советских ВВС группа из 10 самолетов МиГ-21ФЛ «пилотажного» полка в составе – командир полка полковник В.И. Медведев, капитаны Д.А. Фоломеев, Г.Ф. Кузнецов, В.И. Блинов, В.И. Степанов, Л.В. Абрамов, Б.Г. Соболь; запасные и «одиночники» майоры Б.Г. Басистов, В.Г. Захаров и капитан Г.В.Ермак – посетила с дружественным визитом  «капиталистическую» страну – Швецию.

Во время визита майор В.Г. Захаров выполнил индивидуальный пилотаж над шведским аэродромом. В визите принимали участие 9 офицеров ИАС во главе с зам. командира полка по ИАС подполковником В.С. Рашевским. Руководителем полетов группы выступил подполковник М.Н. Уницкий. Всего во время визита было произведено 45 самолетовылетов с общим налетом 448 часов.

«Визит прошел в теплой и дружественной обстановке. – Отмечается в Историческом формуляре полка. – Гвардии полковник Медведев и весь личный состав группы показали себя отличными дипломатами, представителями страны Советов».

Фото: Летчики 234 гиап на шведской авиабазе Упсала. Конец августа 1967 г. Архив Г.Ф. Кузнецова
Наверх
 

13_Sweeden_1967.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #11 - 01.11.2010 :: 22:08:25
 
После официально-юридической передачи 234-му полку наименований и регалий 176-го гвардейского «маршальского» полка, «пилотажный» полк стал вести свою историю от  22 марта 1938 года, когда на аэродроме Горелово под Ленинградом был сформирован 19-й истребительный авиационный полк, в 1944 году переименованный в 176-й гвардейский.

Более подробно об истории 176 гиап см.:  http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1265553977/0#0

Павел Александрович Богданов, воевавший в составе 176-го гвардейского полка во время Великой Отечественной войны, вспоминал: «В конце марта 1968 года отмечалось тридцатилетие гвардейского Проскуровского орденов Красного Знамени и Александра Невского истребительного авиаполка. На полковой праздник и юбилей в Кубинку съехались ветераны полка и гости.

Это была первая такого рода встреча после многих лет разлуки. Прибыли на встречу бывший Главком ВВС во время войны и «шеф» полка Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза А.А. Новиков и прославленный летчик-ас трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант И.Н. Кожедуб. В качестве гостей полка приехали: начальник политуправления ВВС Советской армии Герой Советского Союза генерал-полковник И.М. Мороз и делегация из украинского города Хмельницкого (бывшего города Проскурова, именем которого назван полк). В Кубинку прибыли один из первых в 176 гиап Героев Советского Союза полковник Е.Н. Степанов, совершивший первый в мире ночной таран в небе Испании, бывшие командиры полка: Герой Советского Союза полковник А.Г. Ткаченко, сражавшийся в ленинградском небе, Герой Советского Союза генерал-полковник П.Ф. Чупиков, принявший полк после гибели Л.Л. Шестакова, и пришедший в полк в 1949 году на аэродром Теплый Стан молоденьким лейтенантом  В.И. Медведев, выросший в нем до полковника и командира полка.

На торжественном построении полка в одном с космонавтом №4 Героем Советского Союза П.Р. Поповичем стояли Герои Советского Союза летчики-асы В.И. Александрюк,  О.С. Беликов, А.Ф. Васько, В.А. Громаковский, А.А. Караев, Н.С. Руденко, каждый из которых сбил в боях с фашистами свыше двух десятков самолетов».
Традицию вести свою историю от 22 марта 1938 года ныне продолжает 237-й гвардейский Проскуровский центр показа авиационной техники, в свою очередь созданный на базе 234 гиап.

Фото: Во время встречи в Кубинке в честь 30-летия 234 гиап. Первый справа – командир 176 гиап  в 1944-1947 гг. Герой Советского Союза генерал-полковник П.Ф. Чупиков. Трижды Герой Советского Союза генерал-лейтенант И.Н. Кожедуб (третий  слева)  – летчику-космонавту П.Р. Поповичу (второй слева): «Что же ты, проходи вперед! Теперь ваша очередь!»  Кубинка, 23 марта 1968 г. Архив С.М. Исаева
Наверх
« Крайняя редакция: 04.11.2011 :: 20:03:10 от 32 giap »  

14_Kubinka_23_03_1968.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #12 - 01.11.2010 :: 22:11:38
 
В сентябре 1967 года официально и юридически – приказом Министра обороны СССР – была закреплена особая задача 234-го гвардейского истребительного авиационного полка – показ высшего группового пилотажа в воздухе и авиационной техники на земле. В связи с чем всему летному составу полка на одну ступень повысили штатную категорию.

19 августа 1968 года полк, как и все Вооруженные силы, дислоцированные в европейской части СССР, был приведен в повышенную боевую готовность в связи с вводом в Чехословакию войск стран Варшавского договора.  В период повышенной готовности полк продолжал выполнять задачи боевой подготовки, неся одновременно боевые дежурства попеременно эскадрильями. В условиях напряженной обстановки и усложнения условий для подготовки авиатехники и отдыха личного состава полк с поставленными задачами справился успешно. Полк находился на казарменном положении до 1 сентября.

Приказом Министра обороны СССР № 0254 от 17 октября 1968 года в ознаменование 50-летия ВЛКСМ 234 гиап было присвоено имя Ленинского Комсомола.

В марте 1969 года  директивой Главного штаба ВВС в штат 234 гиап была включена 4-я эскадрилья для «обеспечения тренировки летного состава Центрального аппарата ВВС», – отмечается в Историческом формуляре. В 1974 году статус 4-й эскадрильи изменился, и она официально стала называться «эскадрилья показа». В этом качестве 4-я эскадрилья в составе 234 гиап просуществовала до декабря 1989 года.

Фото: Летчики 234 гиап, слева направо: лейтенант В. Бизяев, капитан В. Лахно, капитан В. Купко, майор А. Благодарный, капитан В. Михайлов, майор Ю. Фалеев. Кубинка, начало 1970-х гг. Архив В.В. Лахно
Наверх
« Крайняя редакция: 04.11.2011 :: 19:53:37 от 32 giap »  

15_Pilots_1970-e.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #13 - 01.11.2010 :: 22:15:30
 

Было бы неправильным считать, что «пилотажный» полк занимался исключительно показами… На протяжении все своей истории 234-й гвардейский истребительный авиационный полк был строевым полком, т.е. его учебно-боевая подготовка полностью соответствовала требованиям, предъявляемых к любому полку советских ВВС.

Начиная с 1951 года и до начала 1990-х годов летчики-«пилотажники» участвовали во всех учениях, проводимых в Московском военном округе, привлекались к участию во всех  крупных учениях, проводимых по плану Министерства обороны.
Индивидуальный и групповой пилотаж, участие в парадах и показах – все это было, так сказать, «сверх программы».

Летчики 234 гиап выполняли обязательный объем учебно-боевой подготовки, и кроме этого тренировались групповому пилотажу, принимали многочисленные делегации…

Так, например, в 1969 году полк привлекался к обеспечению показных учений, в том числе: 30 июня - 2 июля и 15 - 18 августа к обеспечению учений сухопутных войск на полигоне Гороховец с перебазированием на аэродром Правдинск; 20 - 23 августа полк привлекался к дивизионным авиационным учениям, в рамках которых было произведено 92 самолетовылета с общим налетом 67 часов. 13 октября было проведено ЛТУ 3-й эскадрильи на тему: «Боевые действия эскадрильи по прикрытию войск фронта в полосе действий пар», во время которых было произведено 27 самолетовылетов с общим налетом 20 часов, оценка – «хорошо». В течение года  продолжалась подготовка летного состава полетам с грунтовых аэродромов, всего было произведено 203 полета с грунта.

С 27 мая по 18 июня 13 летчиков полка и 10 самолетов МиГ-21 привлекались к учению «Восток» в составе 32-го гвардейского авиаполка 9 иад с перелетом на дальнее расстояние с посадкой на аэродроме Чиндант Забайкальского военного округа.

Специфика задач, решаемых 234 гиап, предъявляла повышенные профессиональные требования к летному и инженерно-техническому составу. Практически ежегодно в полк приходили молодые летчики-выпускники летных училищ. Но спустя некоторое время, лишь единицы оставались в полку. Те, кто не соответствовал высочайшим требованиям, предъявляемых к летчику-«пилотажнику», переводились в другие части. Для военного летчика тех лет служба в 234-м гвардейском полку являлась признанием его высочайшего пилотажного мастерства!

В 234 гиап проходили службу будущие космонавты дважды Герой Советского Союза П.Р. Попович и Герой России В.Г. Корзун; будущие летчики-испытатели Герой Советского Союза М.С. Дексбах и Герой России А.Ю. Гарнаев, Г.В. Мамонтов, С.Н. Шапошников, А.В. Мазур и другие выдающиеся летчики.

Фото: Самолеты МиГ-21 234 гиап и 32 гиап на аэродроме Чиндант, Забайкальский военный округ. Июнь 1969 г. Архив С.М. Исаева
Наверх
 

16_Chindant.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #14 - 01.11.2010 :: 22:20:05
 
В сентябре 1971 года шестерка МиГ-21МФ 234 гиап побывала с дружественным визитом на французской авиабазе Реймс.

В августе 1974 года был совершен визит в Финляндию, в июне 1975 года –  в Швецию.

В августе 1978 года шесть МиГ-23МЛА, которые пилотировали летчики 234-го и 32-го гвардейских истребительных полков,  посетили финскую авиабазу Риссала, а в сентябре того же года – французскую авиабазу Реймс.

Подробнее об этом визите см.: http://www.airforce.ru/history/france78/index.htm.

В августе 1981 года восьмерка МиГ-23МЛА  посетили Швецию с очередным визитом, который закончился не совсем удачно: на обратном пути у самолета летчика В.И. Тихенко произошло зависание оборотов двигателя. При заходе на посадку в Шауляе двигатель встал, высоты не хватало, и Валентин Иванович был вынужден катапультироваться.

Фото: Летчики 234 гиап демонстрируют групповой пилотаж над шведским аэродром Нюкопинг, июнь 1975 г. Архив В.В. Лахно
Наверх
« Крайняя редакция: 14.03.2011 :: 22:36:48 от 32 giap »  

17_Sweeden_1975.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #15 - 01.11.2010 :: 22:23:51
 

Летный и инженерно-технический состав 234-го «пилотажного» полка не только наносил визиты, но и сам принимал гостей из-за рубежа.

В июне 1971 года впервые после 1945 года в СССР по приглашению Главкома ВВС П.С. Кутахова с официальным визитом прибыла группа французских летчиков на истребителях «Мираж»-3, которую возглавил начальник штаба ВВС Франции армейский генерал Г. Готье. В то время ВПП аэродрома Кубинка ремонтировалась и «пилотажный» полк временно дислоцировался в Шайковке. Поэтому аэродромом приема французских гостей был назначен аэропорт Внуково, где проходили и показательные полеты советских и французских летчиков.

Через два месяца в сентябре 1971 года состоялся ответный визит летчиков Кубинки во Францию.

15 мая 1972 года в Кубинку прибыли шведские летчики из 16-й флотилии на десяти самолетах J-35 «Дракен». Это был ответный визит шведских летчиков на визит наших летчиков в августе 1967 года. Делегацию возглавлял Главнокомандующий ВВС Швеции генерал-лейтенант С. Нурен.

Вот как описывала газета «Правда» 18 мая 1972 года полеты шведских и советских истребителей в небе Кубинки: «Погода чуть хмурится, накрапывает дождик, но программа показательных  полетов выполняется четко и полностью. Первыми  воздух уходят «Драконы» под командованием капитана Г. Бюрельмана. Темно-зеленые, приземистые машины с тремя золотыми коронами на борту попарно берут разбег и сразу, едва оторвавшись от взлетной дорожки, выстраиваются в плотный ромб. Следует каскад пилотажных фигур. Самолеты  то проносятся совсем низко над землей, то уходят к облакам, перестраиваются в пеленг, клином, в квадрат, проходят колонной, и все это время как будто прочно связаны невидимыми нитями. Кажется не четыре летчика, а кто-то один сразу управляет всей группой истребителей.

Среди многих авиаторов, собравшихся на аэродроме, наблюдает за полетом один из наших известных асов – Герой Советского Союза Л. Горегляд. «Молодцы! – отмечает он. –  Над незнакомым аэродромом, в довольно трудных условиях погоды эти парни показывают высокий класс пилотажа… »

И словно подтверждая его слова, тесно сомкнутый строй «Драконов», проходя на бреющем над самой трибуной, как бы «взрывается». Мгновение – и нет строя! Оглушая ревом двигателей, включенных на форсаж, летчики крутыми разворотами уводят машины каждую своим курсом. Впечатление такое, будто в небе широко распахнулись лепестки гигантского цветка…

Теперь над аэродромом темные треугольники «Драконов» сменяются серебристыми стрелами «МиГов». Сначала высший пилотаж демонстрирует майор Ю. Беркут. Он мастер спорта, летчик 1-го класса. Его машина сложными восходящими фигурами ввинчивается в серое небо, обрушивается крутыми пике и снова устремляется ввысь. Гости аплодируют.

Запев машины Беркута подхватывают двигатели «квартета» истребителей майора Г. Лалаева. Четыре МиГ-21 сложным групповым пилотажем вызывают заслуженное восхищение зрителей.

Закончились выступления в воздухе. У разгоряченных полетом машин на самолетных стоянках летчиков обеих стран благодарят командующий ВВС Швеции генерал-лейтенант С. Нурен, первый заместитель Главкома ВВС генерал-полковник авиации А.Н. Ефимов, посол Швеции в СССР Г. Ярринг и другие официальные лица.

Оживление царит повсюду. По стремянкам, приставленным к бортам самолетов, поднимаются советские и шведские  летчики, инженеры и техники. Наши пилоты садятся в кабины «Драконов», зарубежные авиаторы осматривают оборудование. Понимать друг друга им помогают не только переводчики, но и профессиональное мастерство… »

В 1978 году шведские летчики вновь посетили Кубинку.

В августе 1979 года состоялся очередной дружественный визит в подмосковный аэродром французских «Миражей» из эскадрильи «Нормандия-Неман».

В 1981 году финская делегация прибыла в Кубинку на шести самолетах МиГ-21БИС. Примечательно, что на промежуточном аэродроме в Витебске финским авиаторам оказывали помощь в подготовке самолетов группа ИТС 234 гиап.

Фото: Командующий ВВС Швеции генерал-лейтенант С. Нурен в кабине МиГ-21ФЛ. Пояснения дает первый заместитель Главкома ВВС генерал-полковник А.Н. Ефимов. Кубинка, май 1972 г. Архив С.М. Исаева
Наверх
 

18_Sweeden_MiG21FL_1972.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #16 - 01.11.2010 :: 22:28:04
 
В 1983 году 234 гиап первым в советских ВВС приступил к освоению истребителя МиГ-29. 3 августа 1983 года на аэродроме Кубинка в торжественной обстановке в присутствии первого заместителем Главкома ВВС маршала авиации А.Н. Ефимова, представителей ОКБ им. Микояна и других гостей состоялись первые полеты летчиков «пилотажного» полка на новейших самолетах. В тот момент опытные МиГ-29УБ только проходили испытания, поэтому шестнадцать летчиков без контрольных вылетов на «спарках» выполнили по одному ознакомительному полету на боевых самолетах МиГ-29. Так было положено начало освоения в ВВС авиационных комплексов четвертого поколения.

Уже 1984 году в 1-й эскадрилье началась подготовка «ромба» из четырех МиГ-29 в составе: ведущий – Сергей Безлюдный, левый ведомый –  Виктор Соловьев, правый ведомый – Владимир Кравец, хвостовой ведомый – Леонид Спица.

К концу 1984 года три эскадрильи полка были укомплектованы самолетами МиГ-29, а личный состав 234 гиап параллельно с освоением новой техники проводил войсковые испытания новых самолетов.

5 июля 1985 года на аэродроме Мачулищи (Белоруссия) «четверка» МиГ-29 234 гиап, ведомая зам. командира полка подполковником Н.Н. Рожковым, отрабатывала групповой высший пилотаж перед грандиозным показом новой авиатехники недавно избранному генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву и другим гражданским и военным руководителям страны. При выполнении петли со взлета на самолете ведущего не вышли носки крыла, МиГ-29 потерял управление, подполковник Н.Н. Рожков успешно катапультировался. Пилотаж "четверки" на этом показе был отменен, в небо поднялся только майор В.Г. Бычков, который с блеском продемонстрировал одиночный пилотаж на МиГ-29.

28 марта - 10 апреля 1986 года 234 гиап на самолетах МиГ-29 осуществил перелет на авиабазу Мары, где были проведены «боевые действия» во взаимодействии с войсками ПВО по прикрытию войск, уничтожению воздушного десанта и наземных объектов противника в условиях применения ядерного оружия, сильного противодействия ПВО и РЭБ. Также летчики полка осуществили практические стрельбы по воздушным мишеням М-6 и Ла-17.

Фото: Один из первых серийных МиГ-29 из состава 234 гиап заходит на посадку на аэродроме Кубинка, предположительно 1984 год. Фото В. Друшлякова из книги А. Павлова и С. Вайлукова «МиГ-29 в строевых частях», М., 2009.
Наверх
« Крайняя редакция: 14.03.2011 :: 22:40:51 от 32 giap »  

19_MiG29_Kubinka_1.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #17 - 01.11.2010 :: 22:30:56
 
30 июня - 3 июля 1986 года состоялся сенсационный визит группы из шести МиГ-29  на финскую авиабазу Риссала, во время которого впервые за границей были показаны советские истребители четвертого поколения. Антон Павлов в своей первой книге «МиГ-29 в строевых частях» указывает, что в этом визите принимали участие шесть самолетов  с узкими рулями направления с бортовыми номерами «01», «02», «03», «07», «08», «12».

Визитную группу возглавил  полковник Вячеслав Лонгиненко, летчики: ведущий «ромба» подполковник Василий Яшкин, майоры Виктор Соловьев, Владимир Кравец, Леонид Спица и майор Владимир Шилин, выполнивший над финским аэродромом индивидуальный пилотаж.

31 июля - 3 августа 1989 года состоялся второй визит «шестерки» МиГ-29 234 гиап в Финляндию. Этот визит запомнился тем, что после сольного пилотажа над аэродромом Риссала, который выполнил подполковник Виктор Бычков, на МиГ-29 бортовой номер «02» во время пробежки после посадки оторвался тормозной парашют, и самолет выкатился за пределы ВПП, где был остановлен АТУ. Летчик и самолет не пострадали. На следующий день в интервью финскому радио Виктор Бычков сказал, что «он увидел много прекрасных дам, машущих ему руками, и не успел затормозить…»

Более подробно об этих визитах см.: форум «Стрижей», раздел «МиГи из Кубинки в Финляндии»  
http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1063701697

Фото: «Шестерка» МиГ-29 234 гиап в воздухе. Архив А.В. Павлова
Наверх
« Крайняя редакция: 06.02.2011 :: 20:14:16 от 32 giap »  

20_MiG29_shesterka.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #18 - 01.11.2010 :: 22:35:51
 

В мае 1989 года 1-я эскадрилья 234 гиап начала получать на вооружение тяжелые истребители Су-27 четвертого поколения. Летчики 1 аэ быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полетам в составе пары, тройки, а затем и четверки в строю «ромб».

Ведущим первого «ромба» на Су-27 стал Анатолий Арестов, левым ведомым – Александр Дятлов, правым – Иван Кирсанов, а хвостовым ведомым  – Владимир Букин. Впервые «ромб» на Су-27 был продемонстрирован широкой публике на воздушном празднике  в Тушино в августе 1989 года.

1 декабря 1989 года директивой Министерства обороны СССР 234-й гвардейский истребительный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского полк имени Ленинского Комсомола был переформирован в 234-й гвардейский смешанный авиационный Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского полк имени Ленинского Комсомола (показной) – 234 гсап.

В июне 1990 года Кубинку посетила делегация ВВС Франции во главе с корпусным генералом Б. Норленом. Французские летчики из эскадрильи «Нормандия-Неман» прилетели в Кубинку на самолетах «Мираж» F.1. В подмосковном небе впервые  в составе одного «ромба» летали два советских МиГ-29 и два французских «Миража».

Фото: Су-27 в Кубинке
Наверх
 

21_Su27_Kubinka.jpg
32 giap
----
****
Вне Форума

Стрижи.ру

Сообщений: 270

Re: 234-й гвардейский Проскуровский иап. Хроника
Ответ #19 - 01.11.2010 :: 22:39:05
 

5 апреля 1991 года на базе 1-й авиационной эскадрильи 234 гсап, вооруженной истребителями Су-27, при самом активном и непосредственном участии командующего ВВС МВО генерал-лейтенанта Н.Т. Антошкина была создана пилотажная группа «Русские витязи» в составе ведущий командир эскадрильи подполковник В.П. Баженов, подполковники В.П. Букин и А.М. Дятлов, майоры С.Ю. Ганичев и А.В. Личкун, капитаны Н.А. Гречанов и В.А. Ковальский.

Международный дебют «Русских витязей» состоялся в сентябре 1991 года, когда летчики Кубинки на шести Су-27 посетили Англию. Газета «Красная звезда» писала после этого визита: «По приглашению английских пилотажников 16 сентября летчики Басов, Дятлов, Ганичев, Букин, Баженов и Личкун (Ковальский и Гречанов - в качестве запасных) вылетели на свежераскрашенных Су-27 в Англию. Последний перекрашенный самолет Александр Зайцев перегнал в Кубинку буквально за считанные часы до отлета в Англию. Его быстро осмотрели, заправили и выпустили в полет.
Британские летчики по почерку поняли, что имеют дело с профессионалами, им было приятно познакомиться с «загадочными русскими» и посмотреть на их самолеты, еще недавно бывшие тайной за семью печатями. Су-27 и Су-27УБ уже показывали в 1989 года на авиасалоне в Ле Бурже, но ознакомиться с самолетами поближе там было сложно. Теперь же этот барьер был устранен.

Хозяева оценили пилотажные возможности Су-27УБ и после этого без лишних слов рекомендовали разрешить проход «Русских витязей» над королевским замком в Шотландии, где отдыхала от сентябрьской жары Ее Величество королева-мать. Поскольку врачи не рекомендовали 90-летней леди ехать на авиабазу Люкерс, где работали «Витязи», она, являясь почетным командующим Королевских ВВС Великобритании, поинтересовалась, не могут ли русские летчики пролететь над ее резиденцией. После недолгих согласований было дано «добро», и шестерка Су-27 на небольшой скорости прошла над замком. Королева-мать наблюдала за пролетом с балкона и, будучи женщиной британской культуры, сразу, без всяких подсказок со стороны консультантов, оценила по достоинству грозный и четкий сверкающий строй, чем-то напоминавший рыцарскую конницу на турнире.
После Скэмптона последовало участие в аэрошоу в Люкерсе и Финнингли, где «Витязи» летали вместе с «Ред Эрроуз» («Красные стрелы»)…»

Более подробно см.: «Из истории «Русских витязей»: http://www.knights.ru/history.shtml

Фото: «Ромб» «Русских витязей» в полете
Наверх
 

22_Knights_romb.jpg
Страниц: 1 2 

Главная | Новости | Календарь | Плакаты, футболки, символика, сувенирная продукция | Музыка | @-почта | Фотогалерея | Реклама | Воздушное видео | О сайте | Полетать на реактивном истребителе МиГ-15, Л-29, Л-39 и МиГ-29!


Cтрижи.ру © 2002-2016 | Сopyright Strizhi.ru All rights reserved.


Эмблемы авиационных групп высшего пилотажа
в составе 237-го гвардейского Краснознаменного Проскуровского орденов Кутузова и Александра Невского
Центра показа авиационной техники имени Маршала авиации Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба (ЦПАТ, авиабаза Кубинка)


237-й гв.ЦПАТРусские Витязи Стрижи Небесные Гусары

Ждём вас в наших социальных сетях!


Flag Counter