Сайт Стрижей - Сайт  поддержки авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» - информационный сервер «Сайт Стрижей» - проект «Стрижи.ру». Cоздан в 2002 году, развивается как открытый общественный проект, как интерактивный центр информирования общественности о новостях, событиях повседневной жизни, полетах, визитах и показах национальных пилотажных групп Российской Федерации. По замыслу создателей, сайт «Стрижи.ру» призван стать главным историческим архивом авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», начиная со дня ее официального создания 6 мая 1991 года, но не ограничиваясь этой датой. Размещение новой информации посетителями, дополнение сведениями, внесение уточнений в собранные исторические данные - приветствуется! Вы можете использовать для этого наш постоянно работающий форум и др.237 гвардейский ЦПАТРусские ВитязиСтрижи Небесные Гусары Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
  Новости:
 
  Главная Фан-клуб "Стрижей" Крайние сообщения Крайние темы обсуждений О сайте Музыка "Стрижей" ПоискСправка Полеты на реактивных истребителях МиГ-15, Л-29, Л-39, МиГ-29: тел. +7 (916) 992-4006 ЛС АдминистраторуРегистрацияВход  
 

МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый (Прочитано 3088 раз)
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
09.11.2013 :: 19:54:16
 
В начале 1967 г.  на вооружение 234-го ГИАП поступила очередная модификация  МиГ- 21 - МиГ-21ФЛ. Первыми  в феврале  приступили к его освоению летчики 2-й АЭ полка, переучившись  с МиГ-21Ф-13. В начале мая самолет освоили также и летчики 3-й АЭ, за плечами которых к этому времени уже были кроме МиГ-21Ф-13, МиГ-21ПФ и более совершенный  МиГ-21ПФМ с системой СПС. В это время  в стране шла подготовка  к грандиозному воздушному параду  в Домодедово, на конец лета планировался также и первый в отечественной авиационной истории зарубежный дружественный визит летчиков 234-го ГИАП в Швецию. Поскольку именно на МиГ-21ФЛ летчики-пилотажники 2-й и 3-й АЭ "пилотажного" полка приняли участие в этих важных событиях, то можно предположить, что именно для этих мероприятий самолет был передан в Кубинку.
За время эксплуатации  в 234-м ГИАП  - с 1967 по 1975 г.- в полку сменилось не одно поколение летчиков, многие из которых с большой теплотой  вспоминают эту экспортную модификацию МиГ-21. За хорошие пилотажные качества и легкость управления самолет называли "ласточкой". Один из МиГ-21ФЛ (бывший б/н "57") после списания в "запас" был оставлен на постаменте в Кубинке, а остальные самолеты без потерь в 1975 г. были переданы  в один из учебных полков Харьковского училища летчиков (810-й УАП, г. Чугуев), где и прослужили до 1981 г.
Однако, несмотря на вот такое интересное "досье" и завидный стаж службы в наших ВВС, самолет до недавних пор не назывался в авиационной литературе своим настоящим именем и, судя по всему, продолжает кое-где им не называться...
"МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый" - так называется небольшая статья "прикладного" характера, подготовленная  автором этих строк. Материал размещен на популярном авиационном интернет-ресурсе "Уголок неба" по адресу:
http://www.airwar.ru/forum/viewtopic.php?f=39&t=2057

Г.К.

Этот материал в ноябре 2013 г. был размещен автором этих строк на форуме известного авиационного интернет-ресурса "Уголок неба", но в настоящее время по каким-то неизвестным причинам стал недоступным для читателей по приведенной выше ссылке. Поэтому автор счел необходимым восстановить  данную статью  в той же редакции здесь - на форуме Интернет-аэроклуба пилотажной группы "Стрижи", в разделе "История авиаполков Кубинки", имеющем к данной теме самое непосредственное отношение. Полагаю, что материал будет интересен как для историков и любителей авиации, так и для моделистов.
Текст статьи с иллюстрациями приводится ниже

Г.К.
18.09.2017
Наверх
 
« Крайняя редакция: 18.09.2017 :: 19:31:17 от 234GIAP_GK »  
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #1 - 18.09.2017 :: 19:34:50
 
Геннадий КУЗНЕЦОВ


МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый


Просматривая в Инете тему МиГ-21, оказался случайно по ссылке вот на этой страничке другого форума: http://karopka.ru/community/user/7274/?p=1&MODEL=219084#cmtlist Ознакомившись с ее содержимым (страничка эта, правда, прошлогодняя), счел необходимым подготовить некоторые свои комментарии. Но комментарии эти получились довольно объемными и в итоге вылились вот в такую небольшую статью прикладного характера, которую решил разместить здесь. Предлагаемый материал не содержит никаких сравнительных обзоров по сборке стендовых моделей, которых на специализированных сайтах и без того достаточно, да и речь в ней пойдет не о модели, а о самом самолете. Тем не менее, надеюсь, что материал этот будет дополнять не так давно появившуюся на данном сайте статью по МиГ-21ФЛ, будет полезным как для моделистов, так и для всех интересующихся отечественной авиационной историей и поможет избежать очередных ошибок. Вопрос использования МиГ-21ФЛ в ВВС СССР и других стран обсуждался также и на известном авиафоруме Аирфорсе.ру и на некоторых других авиационных форумах. Тема эта мне очень близка по той простой причине, что, прожив в Кубинке большую часть жизни, занимаюсь историей 234-го ГИАП, и на данный предмет у автора этих строк в разное время вышло несколько публикаций. Ну и, кроме того, сам являюсь моделистом со стажем и потому лицом вполне заинтересованным.
Фрагменты одной из статей автора этих строк, размещенных в марте 2012 г. на форуме сайта пилотажной группы «Стрижи» и представляющих анонс книги по истории «пилотажного» полка, были приведены одним из участников обсуждений модели так называемого "МиГ-21ПФМ 234-го ГИАП на авиапараде 1967 г." на упомянутомом выше форуме КАРОПКА. РУ, причем приведены, к сожалению, не только без всяких ссылок на первоисточник, но и, судя по всему, без всякой практической пользы для окружающих. Книга уже вышла весной 2013 года - к юбилею 234-го ГИАП - и в ней достаточно много внимания уделяется особенностям эксплуатации в полку различной авиационной техники, в том числе и МиГ-21 различных модификаций. Отдельной статьей в книге приводится материал об одном из самых ярких событий отечественной авиационной истории ХХ-го века - воздушном параде 1967 г. в Домодедово. Пилотажники Кубинки из 2-й и 3-й АЭ 234-го ГИАП на этом параде продемонстрировали групповой пилотаж на истребителях МиГ-21ФЛ (изд. "77") в составе "ромба" и "семерки". Небольшой фрагмент из этой книги, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме с необходимыми комментариями, я и привожу ниже:
«...Практически все модификации МиГ-21, включая также и те, которые принято считать экспортными, состояли в разное время на вооружении 1-4-й эскадрилий "пилотажного" полка. Общее их количество составляло более полутора десятков: МиГ-21Ф-13, ПФ, ФЛ, ПФЛ, ПФС, ПФМ, М, МФ, С, СМ, СМТ, МТ, бис (изд. «50» и «75»), У, УС, УМ.
Среди модификаций истребителя МиГ-21 наиболее легким, удобным и простым в управлении при выполнении различных пилотажных задач, судя по отзывам летчиков, был МиГ-21Ф-13 (изд.«74»). Видимо, поэтому он «присутствовал» в летных книжках пилотов 3-й АЭ вплоть до начала 1966 года, а летчики 2-й АЭ сдали эти машины и пересели на МиГ-21ФЛ в начале 1967 года. На смену МиГ-21Ф-13 весной 1963 года в Кубинку пришел МиГ-21ПФ (изд.«76»), а в 1967 году – модификации ФЛ (изд.«77») и ПФМ (изд.«94»). Последние две машины были основными у пилотажников 2-й и 3-й АЭ 234-го ГИАП во второй половине 60-х - начале 70-х годов.

Foto_01. «Ветеран» 234-го ГИАП - истребитель МиГ-21ФЛ (бывший бортовой номер – «57», голубой), установленный на площади рядом с ГДО авиационного гарнизона в Кубинке. На протяжении длительного периода - с начала 1967 г. и вплоть до середины 70-х годов истребители МиГ-21ФЛ широко использовались «пилотажниками» Кубинки во время проведения многочисленных воздушных показов, зарубежных дружеских визитов, парадов (фото Г. Кузнецова, октябрь 2009 г.)
Наверх
« Крайняя редакция: 10.10.2017 :: 08:46:01 от 234GIAP_GK »  

Foto_01_002.jpg
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #2 - 18.09.2017 :: 19:38:34
 
…Особенно часто использовался МиГ-21ФЛ. В ряде публикаций эту модификацию МиГ-21 ошибочно принимали за ПФ, ПФС или ПФМ, что, вероятно, вызвано тем обстоятельством, что модификация «ФЛ» связывалась исключительно с поставками в Индию и ряд других развивающихся стран, например, Сирию, Египет, Ирак. Самолет внешне практически ничем не отличался от поздней версии ПФС (изд. «94»), еще сохранившей от своих предшественников цельный каплевидный, открывающийся вперед фонарь кабины и, соответственно - катапультное кресло типа СК-1, но уже имевшей киль увеличенной площади без характерного для модификаций Ф, Ф-13, ПФ и ранних ПФС излома передней кромки. Но, в отличие от позднего ПФС, у ФЛ-ов в Кубинке отсутствовали трёхштырьковые антенны станции распознавания. Верхняя часть киля не была покрашена радиопрозрачной краской. Отличался он и отсутствием системы СПС, поэтому обтекатели тяг приводов закрылков на этом самолете имели такую же форму и расположение, как и на всех предыдущих модификациях МиГ-21 (начиная с МиГ-21ПФМ/ПФС «94» они были усилены, приобрели иную форму и перемещены в середину закрылков).
…Летать на МиГ-21ФЛ во 2-й АЭ 234 ГИАП начали в начале 1967 года, а в 3-й АЭ – позже, незадолго до парада в Домодедово - в начале мая 1967 г. Самолет служил верой и правдой пилотажникам Кубинки до середины 70-х одновременно с другими модификациями МиГ-21, поступавшими на вооружение в разное время – ПФМ, МФ, СМ, и даже более «тяжелыми» МТ и СМТ. Самолет очень нравился многим летчикам–пилотажникам разных поколений и наряду с МиГ-21ПФМ довольно долго и успешно ими использовался в 3-й и 2-й эскадрильях. Один из МиГ-21ФЛ с символическим номером «01» красного цвета на борту (бывший б/н "57", голубой) в середине 70-х годов был установлен на постамент на гарнизонной площади Нового городка рядом с ГДО. Весной 2010 года его окраску подновили и бортовой номер «01» заменили на не менее символичный «21». Думаю, что и сейчас многие зрители, спешащие мимо него по ведущей к аэродрому аллее на проводимые ныне в Кубинке регулярно открытые авиашоу и показы, и не подозревают, что именно с этим самолетом связана очень интересная страница истории пилотажного 234-го полка. В 60-е годы и в начале 70-х на МиГ-21ФЛ летала не только «семерка», «пятерка» и «ромб» 3-й АЭ, бессменным ведущим которых был командир полка полковник В.И. Медведев, но и «ромб», а затем и «шестерка» 2-й АЭ под руководством сначала командира 2-й АЭ майора Р.Ш. Восканяна, а позже подполковников Е.М. Аведикова, Г.А. Лалаева и некоторых др. Самолет принял участие в грандиозном воздушном параде в Домодедово в июле 1967 г. – на нем летали «семерка» В.И. Медведева и «ромб» Р.Ш Восканяна. На нем же летчики 3-й АЭ совершили первый в истории наших ВВС зарубежный визит в Швецию в августе 1967 г, в июне 1971 г. 2-я и 3-я эскадрильи встречали на этих самолетах французских летчиков в Домодедово, а в мае 1972 г - шведских летчиков в Кубинке, посетивших нашу страну с официальными дружественными визитами.
В начале и первой половине 70-х летчиков-пилотажников 234-го полка постепенно заменили молодые пилоты, пришедшие в Кубинку в середине 60-х – начале 70-х. Часть этих летчиков являлась «воспитанниками» опытных наставников из числа пилотажников, о которых шла речь выше. До поступления в полк МиГ-23 и МиГ-29, они продолжали еще некоторое время летать на различных модификациях МиГ-21, в том числе и на МиГ-21ФЛ: лейтенант В. Бизяев., капитаны В. Лахно, В. Купко, В. Михайлов, майоры Б. Грабовецкий, А. Благодарный, Г. Задвинский., Ю. Фалеев., капитаны А. Кудрявцев, В. Плужник, В. Усачев, П. Зубец, Е. Беляков, А. Гунько и др. Многие из этих летчиков-пилотажников, которым впоследствии пришлось летать в полку на самолетах других поколений, с большой теплотой вспоминают этот, хотя и, безусловно, уже устаревший к тому времени истребитель, но, тем не менее, ставший таким «удачным» для выполнения поставленных перед «пилотажниками» Кубинки задач.

Foto_02. Взлет «ромба» МиГ-21ФЛ 2-й АЭ 234 ГИАП в парадной окраске в составе: майор Р.Ш. Восканян (ведущий), капитаны Е.М. Аведиков (левый ведомый), Ю.В. Галкин (правый ведомый) и Ю.Н. Беркут (хвостовой). На время проведения парада на всех машинах, кроме самолета ведущего, на подфюзеляжном пилоне были установлены дымовые трассеры, а крыльевые пилоны были демонтированы. Домодедово, 9 июля 1967 г. (фото В.П. Куняева, архив А. Калиновского)

Foto_03. На этом кадре кинохроники, запечатлевшем взлет «ромба» МиГ-21ФЛ 2-й АЭ 234 ГИАП (ведущий - командир эскадрильи майор Р.Ш. Восканян), видна демонстрационная окраска самолетов группы; Домодедово, 9 июля 1967 г.» (кадр кинохроники, архив Г. Кузнецова)
Наверх
 

Foto_02_003.jpg
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #3 - 18.09.2017 :: 19:40:11
 
Foto_03
Наверх
 

Foto_03_003.jpg
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #4 - 18.09.2017 :: 19:43:01
 
Летали «ромбом», «пятеркой», «шестеркой» с различными перестроениями и одиночно. На память об этой очередной странице истории 234-го ГИАП остался замечательный документальный фильм «Летчики-истребители» (ЦСДФ, 1973 г.), в котором летчиком полка капитаном А. Зубковым в воздухе были запечатлены все те же «ФЛ»-ы из 2-й АЭ майора Г.А. Лалаева, летающие «шестеркой».
…Фотографии и кадры кинохроники сохранили бортовые номера истребителей МиГ-21ФЛ, из состава «ромба» 2-й и «семерки» 3-й эскадрилий 234 ГИАП, участвовавших в параде 1967 года в Домодедово: «ромб» – «54», «55», «60» и «67»; «семерка» – «61», «62», «63», «64», «65», «68» и «69». Известны также и б/н «53», «56», «57», «59» и «66» (все номера были голубого цвета с черной окантовкой)...
В приведенном в приложении к данной книге перечне так называемых «именных самолетов» называются и другие бортовые номера этой модификации МиГ-21, связанные с определенными событиями в истории 234-го ГИАП и фамилиями известных летчиков-пилотажников.
Весной 1975 года по свидетельствам летчиков 234-го ГИАП и одного их техников, все самолеты МиГ-21ФЛ без потерь за время столь длительной службы в «пилотажном» полку были переданы в Харьковское ВВАУЛ, где они продолжили службу в 1-й и 2-й эскадрильях одного из учебных полков училища – Чугуевском 810-м УАП, наряду с имеющимися в других эскадрильях училища МиГ-21ПФ. Эксплуатировались они там до 1981 г., когда полк перешел на МиГ-21СМ.
После вывода из эксплуатации МиГ-21ФЛ были, вероятно, переданы в группу хранения (ГХРС), которая находилась там же на аэродроме в Чугуеве. Позже на ее базе была создана база ликвидации авиатехники, где списанные МиГ-и утилизировались. Но, судя по всему, можно с большой вероятностью считать, что установленный в Кубинке на площади перед ГДО на постаменте МиГ-21ФЛ является не единственным уцелевшим заслуженным «ветераном» 60-70-х годов прошлого века, на котором на протяжении многих лет успешно летала 2-я и 3-я АЭ 234-го ГИАП. По крайней мере, еще несколько уцелевших самолетов было «обнаружено» любителями авиации за время работы над данной книгой на постаментах на юге нашей бывшей необъятной страны - в г. Углегорске Донецкой области, Оржице Полтавской области, Пятихатках Днепропетровской области, Ставрополе Краснодарского края"....

Как вы, наверное, поняли из всего сказанного выше, на знаменитом параде в Домодедово 1967 г. в составе пилотажных расчетов 234-го ГИАП летал именно МиГ-21ФЛ, а вовсе не МиГ-21ПФМ. Последний также принимал участие в параде, но только в ином качестве: летчики 234-го ГИАП - в составе двух троек под командованием заместителя командира полка подполковника Герасимова М.П. эскортировали флагман парада бомбардировщик Ту-22, а летчики братского 32-го ГИАП 9-й ИАД из Кубинки прошли на МиГ-21ПФМ в составе колонны троек во главе с командиром дивизии генерал-майором Мазуром А.В. Но эти самолеты не имели парадной окраски и летали в "натуральном" металле. Парадную окраску имел другой МиГ-21ПФМ 234-го ГИАП, на котором одиночный пилотаж выполнял ветеран ВОВ, Герой Советского Союза, инспектор-летчик ВВС МВО, полковник В.К. Лихачев. Причем в фильме «Крылья Октября» этот самолет присутствует в двух вариантах окраски – с серебристым гаргротом и с полностью красным верхом. Дело в том, что фильм состоит их кинохроники, снятой в разное время, в том числе и в период подготовки летчиков к параду 1967 г., поэтому в кадр попали, вероятно, разные машины (у пилотажника-одиночника на параде имелся дублер). Но, по крайней мере, во время проведения парада полковник В.К. Лихачев летал на МиГ-21ПФМ, верхняя часть которого была полностью окрашена в красный цвет, что хорошо видно на кадрах кинохроники.

Foto_04. Ширина полосы в аэропорту Домодедово позволяла осуществлять взлет всем составом "семерки" МиГ-21ФЛ 3-й АЭ (в кадр не попала замыкающая пара самолетов, взлетающих в построении "клин"); 9 июля 1967 г. (кадр кинохроники, архив Г. Кузнецова)
Foto_05. «Семерка» истребителей МиГ-21ФЛ полковника В.И. Медведева 3-й АЭ 234-го ГИАП в воздухе. Парад в Домодедово 9 июля 1967 г (фото из архива Г. Кузнецова)

Наверх
 

Foto_04_003.jpg
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #5 - 18.09.2017 :: 19:43:35
 
Foto_05
Наверх
 

Foto_05_003.jpg
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #6 - 18.09.2017 :: 19:47:17
 
Однако, несмотря на вот такое интересное «досье» и на столь продолжительное и успешное использование МиГ-21ФЛ в 234-м «пилотажном» полку летчиками-пилотажниками нескольких поколений (с 1967 по 1975 г.!) весьма примечательным остается тот факт, что он почему-то ни разу нигде не был до этого назван своим настоящим именем в современной литературе! Как его только не называли и не рисовали различные авторы и художники в многочисленных источниках и иллюстрациях к ним – и ПФ, и ПФС, и ПФМ (и даже в 4-ю «показную» эскадрилью 234-го ГИАП однажды записали, которая была организована в полку только в 1974 г.), хотя от всех этих модификаций и версий, а уж тем более от МиГ-21ПФ он отличается внешне. Видимо, действительно сыграла роль некая инерция мышления, поскольку МиГ-21ФЛ везде связывается исключительно с поставками в Индию (и ряд других дружественных капстран) и с лицензионным производством в этой стране и самолет чисто визуально пытались «подгонять» под другие известные модификации МиГ-21, "приделывая" недостающие детали или, наоборот, не дорисовывая их (в частности, путали и с МиГ-21ПФС изд. «94» поздних серий - с широким килем и сплошным фонарем под кресло СК-1, который в документации на местах обозначался иногда также как МиГ-21ПФМ «94»).
Вот и производители стендовых моделей, не желая лишний раз покопаться в истории, не обращая внимания на важные детали и опираясь лишь на недостоверные сведения некоторых авторов и художников, продолжают тиражировать чужие ошибки и вводить в заблуждение многочисленных моделистов, которые почему-то слепо им доверяют, несмотря на имеющуюся доступную информацию по самолету: то ФЛ назовут ПФМ-ом, то модель ПФМ почему-то сделают без очевидных признаков присутствия системы СПС ))). В одной из известных монографий по МиГ-21 - те же ошибки: под обозначением МиГ-21ПФМ помещены чертежи МиГ-21ФЛ (изд. "77") и т.п.
Пару слов хочется сказать и об окраске данных парадных МиГ-21ФЛ, варианты которой в самом экзотическом виде гуляют по страницам Инета и различных авиационных изданий. Поскольку в Кубинке до 1991 г. НЕ СУЩЕСТВОВАЛО НИКАКИХ ПИЛОТАЖНЫХ ГРУПП, а имелись только ОБЫЧНЫЕ БОЕВЫЕ ЭСКАДРИЛЬИ в составе не совсем обычного полка ВВС СССР, летчики которого, наряду с КБП, осваивали в силу своих дополнительных "почетных" обязанностей и КПП (курс пилотажной подготовки), написанный ими же, то какой-то постоянной "фирменной" окраски самолеты 234-го ГИАП в 50-60-х годах никогда не имели. Разумеется, не было в то время у летчиков Кубинки и соответствующего пилотажным группам статуса. Собственно, в 50-60-х годах летчики всех 3-х эскадрилий 234-го ИАП/ГИАП обладали необходимой пилотажной подготовкой для участия в составе различных пилотажных расчетов в показах, зарубежных визитах и парадах, поэтому полк и значился на слуху как "пилотажный". В период 1950 – 1967 гг. окраска на "парадные" самолеты "пилотажного" полка (МиГ-15, 17, 19, 21) наносилась по определенным схемам, которые иногда менялись, но ТОЛЬКО НА ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ ПАРАДОВ. Окраска производилась в полку силами ПАРМ, а после парада смывалась на стоянке силами техсостава эскадрилий - вручную с помощью смывок, растворителей и ветоши обычно в вечернее время. Это представляло собой довольно трудоемкую задачу.

Foto_06. На этом фото из зарубежного источника изображен МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП, который неверно идентифицировался, как МиГ-21ПФ. Автор этих строк с большой уверенностью может сказать, что в кабине самолета с б/н "66" отчетливо видно лицо командира 2-й АЭ, ведущего пилотажного "ромба" подполковника Р.Ш. Восканяна. Поскольку этот летчик никогда не участвовал в зарубежных визитах, то сделано это фото было вероятнее всего во время первого визита французской летной делегации в Москву (аэродром Домодедово) в 1971 г., когда подполковник Восканян летал в качестве ведущего "тройки" МиГ-21ФЛ (MiG-21 Fishbed. Famous Airplanes of the World № 55, 1974)
Foto_07. Фрагмент истребителя МиГ-21ФЛ (бывший бортовой номер – «57», голубой), установленного на площади рядом с ГДО авиационного гарнизона в Кубинке. Хорошо виден обтекатель тяги привода закрылка под крылом - тонкий, правильной формы, установленный по внешнему краю закрылка - свидетельствующий об отсутствии системы СПС на этой модификации (фото Г. Кузнецова, октябрь 2009 г.)

Наверх
 

Foto_06_003.jpg
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #7 - 18.09.2017 :: 19:47:57
 
Foto_07
Наверх
 

Foto_07.JPG
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #8 - 18.09.2017 :: 19:50:29
 
На параде 1967 г. в крашенном виде в группе летали только «ромб» МиГ-21ФЛ 2-й АЭ майора Р.Ш. Восканяна и «девятка» МиГ-17 1-й АЭ майора Н.А. Кисаева. Самолеты "семерки" МиГ-21ФЛ 3-й АЭ никогда покрашенными не летали: ни во время парада, ни во время других показов и первого в истории наших ВВС зарубежного дружественного визита в Швецию в августе 1967 г. На МиГ-21ФЛ "ромба" 2-й АЭ красилась в красный цвет верхняя часть фюзеляжа и верхняя часть плоскостей и стабилизаторов. Гаргрот и нижние части фюзеляжа, плоскостей и стабилизаторов были в "натуральном" металле. Эксплуатационные надписи на самолетах имелись, но только на неокрашенных поверхностях, поскольку на окрашенные поверхности их вряд ли имело смысл наносить на столь небольшой промежуток времени. К слову сказать, на время проведения парада, подкрыльевые пилоны на МиГ-21ФЛ были демонтированы, а на подфюзеляжном пилоне самолетов ведомых в группе и на самолете "одиночника" устанавливались дымовые трассеры.
На известном ч/б фото В. Куняева, запечатлевшем взлет пилотажного "ромба" МиГ-21ФЛ майора Р.Ш. Восканяна на параде 1967 г., вследствие простого светового "рефлекса" верхняя часть бортовых номеров по границе цветов кажется окрашенной в белый цвет. Но это всего лишь, так сказать, оптический обман зрения. Краска, которыми наносились б/н, имела такую интересную особенность, что при определенном освещении и определенных углах обзора номера на ч/б фото выглядели то совсем светлыми с черной окантовкой, то, напротив, почти черными (то же относится и к некоторым цветным фото самолетов полка). Видимо, это обстоятельство и ввело в заблуждение художников, изобразивших на некоторых иллюстрациях эти б/н двухцветными.
На самом деле бортовые номера всех МиГ-21 в 234-м ГИАП имели голубой цвет и черную окантовку. Такие же б/н были и на парадных МиГ-21ФЛ в 1967 г. Были, правда, некоторые исключения в виде номеров иного цвета на "парадных" МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19 234-го ИАП в 50-х - начале 60-х годов. В "строю" же они были также голубыми. Красные строевые б/н номера в "пилотажном" полку появились на некоторых самолетах в 4-й АЭ показа авиационной техники в период 1974-1989 гг., например на Су-17/22, "спарках" Су-25УБ, некоторых МиГ-23 различных модификаций, в том числе на известных 10-и визитных МиГ-23МЛА, полученных эскадрильей показа в 1978 г. и носивших подготовленный специально для зарубежных визитов эффектный и добротный четырехцветный камуфляж пустынного типа "под лак". Это было первой попыткой создать некоторый внешний имидж самолетам 234-го полка, посещавшим зарубежные страны в составе визитных групп. Побывавшие до этого - в период 1967-1975 гг. - с дружественными визитами в Швеции, Финляндии и Франции МиГ-21(ФЛ, МФ и бис) 234-го ГИАП не имели никакой специальной окраски и символики. Бортовые номера красного цвета имелись также в начале 90-х годов на нескольких Су-27 1-й АЭ в начальный период существования группы - до перекраски в фирменный камуфляж пилотажной группы "Русских витязей".

Foto_08. МиГ-21ФЛ б/н «64» (голубой), на котором во время проведения воздушного парада в Домодедово 9 июля 1967 г. в составе «семерки» 3-й АЭ в качестве первого хвостового ведомого летал капитан Г.Ф. Кузнецов.. На этом же самолете в августе 1967 г. он участвовал в составе группы из 10-и самолетов 3-й АЭ в первом дружественном визите в Швецию (авиабаза Упсала, 28-31 августа 1967 г). Самолеты этой группы не имели парадной окраски (фото из архива Г. Кузнецова)
Foto_09. Совместное фото на память рядом с истребителем МиГ-21ФЛ (б/н "53") 2-й АЭ 234-го ГИАП после воздушного показа на аэродроме Кубинка по случаю прибытия шведской военной делегации, слева направо: капитан Б.М. Грабовецкий, капитан П.В. Зубец, майор Ю.Н. Беркут (одиночный пилотаж), майор Г.А. Лалаев (ведущий "ромба"), капитан В.А. Маркин с летчиками пилотажного "ромба" на самолетах Saab J-35 "Дракен" под командованием капитана Г. Бюремальмана (на фото он второй справа); 17 мая 1972 г. (архив Б.М. Грабовецкого)
Наверх
 

Foto_08_002.jpg
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #9 - 18.09.2017 :: 19:51:07
 
Foto_09
Наверх
 

Foto_09_002.jpg
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #10 - 18.09.2017 :: 19:53:57
 
Вот такая интересная история, связанная с использованием МиГ-21ФЛ в наших ВВС, которая является лишь небольшой страничкой истории прославленного 234-го гвардейского истребительного авиационного полка из подмосковной Кубинки...


С уважением ко всем форумчанам

Г.К.

Foto_10. Совершают посадку МиГ-21ФЛ (б/н "65") из состава пилотажного "ромба" 2-й АЭ, продемонстрировавшего пилотаж на воздушном показе в Кубинке 17 мая 1972 г., (кадр кинохроники, архив Г. Кузнецова)
Foto_11. "Ромб" МиГ-21ФЛ 3-й АЭ 234-го ГИАП, ведомый полковником В.И. Медведевым, выполняет пилотаж в зоне; Кубинка, 1970-1971 гг. (фото из ж. "Авиация и космонавтика", №5, 1972 г., архив Г. Кузнецова)
Наверх
 

Foto_10_002.jpg
234GIAP_GK
---
***
Вне Форума

Форум поддержки АПГ
'Стрижи'

Сообщений: 173

Пол: male
Re: МиГ-21ФЛ 234-го ГИАП: известный и незнакомый
Ответ #11 - 18.09.2017 :: 19:54:52
 
Foto_11
Наверх
 

Foto_11_002.jpg

Главная | Новости | Календарь | Плакаты, футболки, символика, сувенирная продукция | Музыка | @-почта | Воздушное видео | О сайте | Полетать на реактивном истребителе МиГ-15, Л-29, Л-39 и МиГ-29!


Cтрижи.ру © 2002-2017 | Сopyright Strizhi.ru All rights reserved.


Эмблемы авиационных групп высшего пилотажа
в составе 237-го гвардейского Краснознаменного Проскуровского орденов Кутузова и Александра Невского
Центра показа авиационной техники имени Маршала авиации Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба (ЦПАТ, авиабаза Кубинка)


237-й гв.ЦПАТРусские Витязи Стрижи Небесные Гусары

Ждём вас в наших социальных сетях!
Instagram | Twitter | Facebook | Вконтакте

Flag Counter