...Аэродром Кубинка, расположенный в 60 км. к западу от Москвы, хорошо известен не только в России, но и за рубежом. За ним уже давно закрепилась репутация гарнизона ВВС, в котором руководителям страны и зарубежным делегациям демонстрировались новейшие образцы боевой авиационной техники. Летчики Кубинки первыми в СССР осваивали одиночный и групповой пилотаж на реактивных истребителях. Еще 1 мая 1946 года асы из Кубинки впервые прошли над Москвой в строю парадного расчета. Сегодня Кубинка известна как школа номер один пилотажного мастерства, место дислокации всемирно известных пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи». Между тем Кубинка — это еще одна из крупнейших баз российских ВВС в московском регионе, имеющая 65-летнюю историю.
С 1935 года здесь базировался 82-й отдельный авиаотряд, а с 1938 года — 11-й и 24-й авиаполки. Летчики этих частей проводили войсковые испытания новых советских истребителей Як-1, ЛаГГ-3, а в годы войны защищали небо столицы. После войны в Кубинке дислоцировалась 324-я Свирская Краснознаменная истребительная авиадивизия. В ноябре 1950 года она в полном составе была переброшена в Корею, а ее место заняла 9 истребительная авиадивизия. С 1952 года в Кубинке базируется 234-й иап — предшественник нынешнего 237 гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского Центра показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации И.Н. Кожедуба.

237 гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза маршала авиации И. Н. Кожедуба берет свою историю с далекого 1938 года.
22 марта 1938 года в местечке Горелово, Ленинградской области, для выполнения ответственных заданий Советского Правительства и военного командования из летчиков, воевавших в небе Испании на базе 70-й, 58-й истребительных авиационных эскадрилий и 33-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи сформирован 19 истребительный авиационный полк 54-й легкой авиационной бригады, вооруженный самолетами И-15 бис, И-153, И-16.
Первым командиром полка был назначен майор Третьяков. Второй командир полка — майор Зайцев.
Ткаченко А.Г. – третий командир полка
Боевой путь полка начался с оказания помощи народам Западной Украины и Белоруссии.
С 17-го сентября по 6-е октября 1939 года летчики полка выполняли различные боевые задачи правительства, совершив 1420 боевых вылетов.
В октябре 1939 года полк вернулся на аэродром Горелово успешно выполнив сложный перелет с 7-ю посадками на промежуточных аэродромах, где летчики самостоятельно готовили свои самолеты к вылету.
С 30-го ноября 1939 года по 13-е марта 1940 года полк защищает северо-западные рубежи нашей Родины и Ленинград. За этот период боевых действий выполнено 3412 боевых вылетов. Своих потерь личного состава и материальной части не имелось.
За отличное выполнение заданий командования, доблесть и мужество личного состава Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1940 г. полк награжден орденом Боевого Красного Знамени, 87 офицеров полка получили ордена и медали.
Великую Отечественную войну 19 иап 54 лаб встретил у стен Ленинграда. Летчики ежедневно выполняли по 5-6 боевых вылетов в день. Проявляя мужество и отвагу, верность военной присяге, смело вступали в бой с числено превосходящим противником.
Именно в эти дни, защищая Ленинград, героический подвиг совершил летчик, лейтенант Клыков В.П. В неравном бою он сбивает фашистский самолет Ме-109, но и сам был подбит. Тогда, лейтенант Клыков таранит своим горящим самолетом другой самолет противника Ме-110.
Лейтенант Кузнецов в паре с младшим лейтенантом Гнеевым за 6 дней боевых действий в воздушных боях сбили 5 самолетов противника.
Лейтенант Татаренко, один из первых летчиков Ленинградского фронта сбивает самолет Ю-88, ведущий разведку наших войск и стратегически важных объектов.
Обороняя Ленинград, полк выполнил 3145 боевых вылетов, провел 415 воздушных боев и уничтожил 116 самолетов противника.
В боях с числено превосходящим противником погибли смертью храбрых 17 летчиков и 13 летчиков не вернулись с боевых заданий. Боевые потери материальной части составили 57 самолетов, не боевых потерь полк не имел.
В 1942 году полк ведет боевые действия в составе Волховского, Воронежского и Юго-Западного фронтов.
В начале мая 1942 года полк перебазируется на аэродром Волгино, Боровического района Ленинградской области, где выполняет функции учебно-тренировочного центра Волховского фронта с целью переучивания летного состава на новую авиационную технику.
10-го сентября 1942 года 19 иап перебазируется на аэродром Люберцы и входит в состав 269 истребительной авиационной дивизии, в особую группу под командованием полковника Василия Сталина. За второй год войны выполнено 1312 боевых вылетов, в воздушных боях сбито 46 самолетов противника, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.
В 1943 году 19 иап в составе 39-ти экипажей, вооруженный самолетами Ла-5 20-го января перебазировался без потерь с аэродрома Чкаловская на аэродром Журбицы и поступил в оперативное подчинение Командующего 2 ВА 1-го Украинского фронта. Летчики в 39-ти воздушных боях сбили 47 самолетов противника и еще 6 уничтожили на земле.
Успешные боевые действия полк вел в 1944 году. За участие в освобождении городов Шепетовка, Чертков, Гусятин, Залещики и прорыв обороны под г. Волочиск полк отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего.
За проявленную доблесть и мужество при освобождении г. Проскуров (ныне Хмельницкий) приказом Верховного Главнокомандующего от 3 апреля 1944 г. полку присвоено собственное наименование "ПРОСКУРОВСКИЙ".
За отличное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками с 20.01.44 г. по 6.06.44 г. в составе 1-го Украинского фронта Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 г. полк награжден "орденом АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО".
В 1944 году 19 иап перебазируется на 1-й Белорусский фронт и поступает в оперативное подчинение Командующего 16-й ВА (Командующий ВА- герой Советского Союза Руденко С.И.).
За активное участие в прорыве обороны на Бобруйском направлении в районе г. Ковель, освобождении г.г. Барановичи, Люблин, Седльце, Минск-Мазовецкий, Лукав в составе 1-го Белорусского фронта полк отмечается в приказах Верховного Главнокомандующего.
Только за один день 20-го сентября 1944 г. 10-ю летчиками полка во главе с трижды героем Советского Союза Кожедуб И. Н. в 12-ти воздушных боях под г. Рига сбито 8 самолетов противника.
Всего за 1944 г. полк выполнил 4016 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил 131 самолет противника.
Учитывая большие заслуги личного состава полка в период Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. по 6 июля 1944 г., т.е. за 3 года войны, в течение которых выполнено 5574 боевых вылетов, уничтожено 220 самолетов противника, приказом Народного Комиссара Обороны от 19 августа 1944 г. полк был преобразован в Гвардейский.
С января месяца 1945 г. полк переводится в оперативное подчинение командира 3-го истребительного авиационного корпуса (Ком. кор. – генерал-лейтенант Савицкий).
В 1945 г. полк участвует в прорыве обороны противника на западном берегу р. Висла, южнее Варшавы, а также в освобождении польских городов Сохачев, Скернивицы, Лович, Лодзь, Кутно, Томалуз, Выгдов и последний шаг своего трудного но овеянного славой боевого пути полк сделал в Берлине. За этот период боевых действий полк выполнил 1147 боевых вылетов, в ходе которых сбито 158 самолетов противника и 4 уничтожено на земле.
За отличное выполнение заданий командования с 6 июля 1944 г. по 9 мая 1945 г. в составе 1-го Белорусского фронта полк награжден "Орденом КУТУЗОВА 3-й степени" (Указ ПВС СССР от 11.06.1945 г.).
Всего за период Великой Отечественной войны полк выполнил 8422 боевых вылета, провел 711 воздушных боев, в ходе которых сбито 398 самолетов противника и 56 уничтожено на земле. Штурмовыми действиями уничтожено большое количество военной техники и живой силы противника.
За стойкость и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне 470 человек награждены орденами и медалями Советского Союза.
В разные годы в полку проходили службу 29 Героев Советского Союза, в том числе трижды Герой Советского Союза, бывший заместитель командира полка, Кожедуб Иван Никитич, дважды Герой Советского Союза, космонавт Ь 4 Попович Павел Романович и Герой России, космонавт Ь 85 полковник Корзун Валерий Григорьевич. Навечно зачислен в списки части Герой Советского Союза, ст. лейтенант Образцов Борис Александрович.
Высокого звания Герой Советского Союза были удостоены также товарищи: Чупиков Павел Фёдорович, Куманичкин Александр Сергеевич, Азаров Евгений Александрович, Руденко Николай Сергеевич, Караев Александр Акимович, Громаковский Владимир Александрович, Васько Александр Фёдорович, Баклан Андрей Яковлевич, Беликов Олег Степанович, Крамаренко Сергей Макарович, Александрюк Виктор Ильич, Гесь Григорий Иванович, Бабаев Александр Иванович, Базаров Евгений Александрович, Зайцев Александр Андреевич, Щербаков Иван Иванович, Шлепов Виктор Петрович, Ткаченко Андрей Григорьевич, Шестаков Лев Львович, Степанов Евгений Николаевич, Субботин Серафим Павлович, Щербаков Александр Александрович, Гарнаев Александр Юрьевич, Дексбах Михаил Сергеевич.
С 1946 года полк постоянно принимает участие в воздушных парадах, одновременно осваивая новую реактивную авиационную технику.
Имена мастеров высшего пилотажа хорошо известны не только в нашей стране, но и за рубежом.
В 1952 г. впервые в истории авиации летчиками полка был показан встречный пилотаж группы реактивных истребителей.
В последующие годы был освоен групповой пилотаж в составе 6-ти, 9-ти самолетов МиГ-17,-19,-21.
В 1961 г. летчикам полка было оказано высокое доверие эскортировать возвращавшегося в Москву после космического полета первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина. С этого момента полк постоянно выполняет почетную задачу по эскортированию особо важных самолетов.
В 1962 г. летчики Кубинки эскортировали самолет со своим однополчанином, летчиком-космонавтом СССР ПОПОВИЧ Павлом Романовичем.
В 80-е годы пилоты части освоили самолеты 4-го поколения МиГ-29 , Су-27, Су-25, Су-24. Полк стал своеобразной "витриной" Военно-воздушных Сил. Высокая пилотажная культура, доведенная до степени искусства стала будничной задачей полка, отрабатываемой в процессе повседневных полетов. Искусство пилотажа передавалось по эстафете от одного поколения к другому, постоянно совершенствуясь новыми открытиями. Цепочка тянулась от Логинова к Чупикову, Куманичкину, Оноприенко, Уницкому, Шульженко, Бабаевц, Кудрявцеву, Медведеву, Поповичу, Хилю, Фаломееву, Басистову, Ситникову, Чернову, Лапшину, Мантурову, Стеценко, Фокину, Кисаеву, Аведикову, Ткаченко, Шарипову, Цветкову, Зотову, Шведову, Накопия, Лахно, Белякову, Усачеву, Блинову, Соболю, Курганову, Жарову, Николаеву, Лалаеву, Грабовецкому.
Это они передали воздушную эстафету летного мастерства летчикам: Верозубу, Безлюдному, Яшкину, Шилину, Гунько, Букину, Кравцову, Бокач, Соловьёву, Кудрявцеву, Рожкову, Плужнику, Арестову, Тихенко, Бычкову, а они передали Дятлову, Горнову, Кирсанову, Личкуну, Макаренко, Каташинскому, Дятел, Ткаченко.
В 1991 г. в полку создаются пилотажные группы: "РУССКИЕ ВИТЯЗИ" на истребителях Су-27, "СТРИЖИ" на истребителях МиГ-29 и "НЕБЕСНЫЕ ГУСАРЫ" на штурмовиках Су-25.
Указом Президента РФ в апреле 1992 г. полк переформировывается в 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского Центр показа авиационной техники.
В 1993 г. ЦПАТ присваивается имя Маршала авиации Кожедуба Ивана Никитича.
В настоящее время летчики Центра показа выполняют полеты на самолетах 4-го поколения Су-27, МиГ-29 и готовы настойчиво идти вперед к новым высотам боевого мастерства.
С 25 ноября 1998 года 237 гв. ЦПАТ вошел в состав 16 смешанного авиационного корпуса.
Место базирования — аэродром Кубинка Одинцовского района Московской области...


Читайте раздел "История авиаполков Кубинки", созданный энтузиастами на форуме!